kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изотерапия в работе с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация для педагогово рисовании как о творческом акте, позволяющем ребенку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изотерапия в работе с дошкольниками»











«Изотерапия в работе с

дошкольниками»

практического психолога

Государственного дошкольного

образовательного учреждения

Луганской Народной Республики

№ 48 «Катюша»

Шибаевой Ольги Евгеньевны


















Алчевск 2021





Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая клиенту справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах. В других случаях изотерапевтическая работа имеет скорее профилактический или “развивающий” характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции. При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа. Существуют различные методики изотерапии, одной из которых является проективный рисунок, который может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах, что особенно эффективно при коррекции детских страхов Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод, который позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем.

Обычно тема рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее ("Моя самая главная проблема в общении с детьми", "Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно", "Мой обычный день");

2. Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три желания", "Остров счастья", "Страх");

3. Отношения в группе ("Что дала мне группа, а я ей", "Что я ожидал, что получил от общения в группе").

В проективном рисовании используются следующие методики:

1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д. Для рисования можно использовать такие разные техники. Живопись пальцевая, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Обычно интегрированные занятия подобного рода проводятся сразу двумя педагогами: воспитателем и педагогом-психологом. Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо, размазывают пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону. Первый способ является более простым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй – со старшими дошкольниками. Печатание – техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм из деревянного конструктора, надетых на карандаш. Отпечатывание – нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возраста детям показывают разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Лист раскрывают и дорисовывают к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы. Данная техника очень часто используется на комбинированных занятиях по рисованию и развитию речи. Она позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания. В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые методы и приемы работы с детьми. Такие как рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели перед началом «живописи по- сырому» бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Рисование мылом. Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, кусочком поролона наносят краску (краски). Воспитатель при этом должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе след от мыла исчезнет. Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут. Рисование щеткой. Рисование осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Рисование свечой. Тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне. При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Кроме того, старшие дошкольники способны к созданию коллективного произведения. Например, в рамках создания творческого детского или детско-родительского проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах любой квартиры и детского сада коллажи, созданные ребятами и их родителями. Коллаж – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой материал (коробки, нитки, шпагат, вату, поролон и др.). Коллаж в исполнении детей старшего дошкольного возраста - сочетание аппликации, рисования, конструирования из бумаги. А также рисование красками, мелками, карандашами или маркерами.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания. 2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании). При интерпретации рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках специфические особенности. В проективном рисунке отражается непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые. Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются: 1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании. 2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования. 3. Поиск адекватной формы выражения. 4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация. 5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.


Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Воспитанники с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Воспитанники с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения , направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить занятия.


Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.

Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним правильно относиться ,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время , то это служит признаком неблагополучия , говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка , наличии у них самих страхов , конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и потому главная задача педагога – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений , вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот , чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения , в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе , формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.















































Литература



1.Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития ребёнка. – М: Рос. пед. агенство.


2. Неретина Т.Г. Я рисую свой мир. – Магнитогорск, 2002г.


3. Панфилова М.А. Изотерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Гном и Д, 2000




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Изотерапия в работе с дошкольниками

Автор: Шибаева Ольга Евгеньевна

Дата: 15.04.2021

Номер свидетельства: 578256

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Методические рекомендации для педагогов на тему: "Использование изотерапии на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_rekomendatsii_dlia_pedagogov_na_temu_ispolzovanie_izoterapii_na_st"
    ["file_id"] => string(6) "649379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1713766534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников через игровую деятельность»"
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiiesiensornykhsposobnostieimladshikhdoshkolnikovchieriezighrovuiudieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "288589"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454653842"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация на тему "Арт-терапия в работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia_na_tiemu_art_tierapiia_v_rabotie_s_doshkol_nikami"
    ["file_id"] => string(6) "435472"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509369552"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Статья "Игры- терапия психолого- педагогической направленности с детьми дошкольного возраста." "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-ighry-tierapiia-psikhologho-piedaghoghichieskoi-napravliennosti-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "136033"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417018615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства