kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для педагогов на тему: "Использование изотерапии на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из техник арт-терапии является изотерапия – выражение чувств, мыслей и эмоций через рисунок. Рисуя, ребенок освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражая свое отношение к ней. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов на тему: "Использование изотерапии на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"»




Использование изотерапии на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Одной из техник арт-терапии является изотерапия – выражение чувств, мыслей и эмоций через рисунок. Рисуя, ребенок освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражая свое отношение к ней. В статье приведен конспект интегрированной образовательной и коррекционно-развивающей художественно-творческой деятельности «Зимнее настроение» для старших дошкольников.

Метод арт-терапии уже давно зарекомендовал себя в работе с детьми разных возрастов. Но особенно эффективно его применение с дошкольниками, поскольку через приобщение к искусству они учатся лучше понимать окружающий мир, выражать эмоции, получать радость от общения, работать в команде и проще преодолевать коммуникативные барьеры. Кроме того, арт-терапия способствует всестороннему развитию детей, позволяет им раскрыть собственное «Я», развить наблюдательность, наладить коммуникацию с внешним миром, раскрыть свой творческий потенциал.

Возможности изотерапии как техники арт-терапии

Одной из техник арт-терапии является изотерапия, т. е. выражение чувств, мыслей и эмоций через рисунок. Ее применение в работе с дошкольниками весьма результативно: через рисунок ребенок учится ощущать и понимать себя, выражать свободно свои мысли, чувства, надежды и мечты. Рисуя, он освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражая свое отношение к ней. Кроме того, рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Выступая в качестве способа постижения личных возможностей и окружающей действительности, выстраивания взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, рисование позволяет снять психическое напряжение, стрессовые состояния, скорректировать неврозы и страхи. В той или иной степени оно связано с укреплением психического здоровья ребенка, поэтому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, т. к. помогает ребенку справиться с психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.

Особенности рисования на стекле как формы изотерапии

На сегодняшний день одной из интересных форм изотерапии является рисование на стекле, или прозрачном мольберте. В отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью,  пальцами, ладошками, кусочками поролона.

Используя прозрачный мольберт, можно решать следующие задачи:
1. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
4. Профилактика и коррекция тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности (боязнь ошибки – такая работа снимает страх, что что-то плохо получится, ведь краски не разливаются от неосторожного движения, а под рукой всегда есть салфетка).
5. Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности, и др.

Кроме того, прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией: нарушением остроты зрения, бинокулярностью, стереоскопией, проблемами цветоразличения, глазодвигательных функций.

Подобная форма деятельности особенно подходит зажатым детям, т. к. стимулирует активность, раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями родителей, нагрузкой, непомерными требованиями.

Для работы потребуются прозрачные мольберты из оргстекла размером 25 × 40 или 40 × 70 см в деревянной раме, закрепленные на подставке. Если рамы нет, то стекло обязательно должно быть с обработанными безопасными нережущими краями и углами. В качестве изобразительных средств используются гуашь (или другие водорастворимые краски), косметический крем (предпочтительно детский), водные маркеры. Кроме того, для занятия необходимо подготовить салфетки, кисточки, стаканчики-непроливайки.

Способы рисования на прозрачном мольберте:

  • рисование пальцами и ладошкой – способ полезен для детей любого возраста, позволяет развивать мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения;

  • рисование листьями –  способствует сенсомоторному развитию. Технология проста – лист опускается в краску, затем делается отпечаток на стекле. Таким образом можно создавать целые картины, при необходимости что-то дорисовывая и дополняя; 

  • рисование штампами и печатями – учит детей быть аккуратными (не так просто снять штамп, не испачкав и не размазав отпечаток), развивает фантазию, снимает напряжение;

  • рисование методом монотипии – помогает развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Рисунок сначала наносится на ровную, гладкую поверхность (бумага, целлофановый пакет), а потом отпечатывается на стекле. Сколько бы отпечатков не было, каждый раз это будет что-то новое и неповторимое. Отпечаток можно оставить в первоначальном виде, а можно дополнить новыми деталями; делать не весь рисунок в данной технике, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами;

  • рисование кремом – пожалуй, самый необычный способ, вызывающий массу эмоций. Имитирует рисование на запотевшем стекле. Особенно подходит для детей с нарушениями опорно-двигательной системы – это еще одна возможность укрепить мышцы рук, разработать суставы. Рисование кремом благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов.

Нанесенный на мольберт крем равномерно распределяется «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку), после чего создается рисунок. Если добавить в крем красители (например, пищевые, используемые при приготовлении кремов для тортов) и поместить его в небольшие баночки, то можно рисовать по чистому стеклу, нанося мазки пальчиком, по аналогии с рисованием масляными красками. Пальчики и прозрачный мольберт легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

Применять рисование на стекле можно как в групповой работе с детьми, так и в индивидуальной. Различия будут в целях, процедуре и использованных приемах. Например, в ходе встреч один на один эффективно решаются задачи по снятию эмоционального напряжения, преодолению негативизма, коррекции страхов, устранению барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье. Работа с группой дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. Переживаемое при этом чувство причастности создает ощущение единства с группой, права на пребывание в ней здесь и сейчас.

Применение рисования на стекле на практике

В качестве примера использования данной формы изотерапии приведем разработку интегрированной образовательной и коррекционно-развивающей художественно-творческой деятельности «Зимнее настроение» для старших дошкольников (приложение).

Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, обеспечивая условия для развития дошкольников.

Цели: развитие основных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания), моторики, творческого воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы; расширение знаний детей об изобразительном искусстве, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи:

  • вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников;

  • закрепить умения внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;

  • развить умение понимать настроение картин, вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом;

  • закрепить умение сопоставлять свои наблюдения с изображенным на картине;

  • обогатить словарь дошкольников прилагательными, отображающими картину природы, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, формировать умение выделять цвет и его оттенки;

  • развить интерес к непринужденной беседе;

  • сформировать предпосылки к бережному отношению к природе; привить любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Используемые методы: игротерапия, музыкотерапия, изотерапия.

Задачи, решаемые:

  • в игротерапии – коррекция поведенческих проблем; снятие повышенной тревожности; укрепление собственного «я» ребенка;

  • музыкотерапии – преодоление психологической отстраненности, замкнутости (позволяет успокоить ребенка или, наоборот, активизировать настроение, заинтересованность); развитие навыков взаимодействия с другими людьми; совершенствование речевой функции.

  • изотерапии – формирование умений определять и понимать эмоциональное состояние, работать в парах, в группе; формирование навыка воспринимать и выполнять инструкцию взрослого; создание общего положительного эмоционального фона.

Воспитательный потенциал интегрированной коррекционно-развивающей деятельности «Зимнее настроение»: способствует воспитанию вежливости, доброжелательности, толерантности, стимулирует желание поделиться хорошим настроением, освоить нормы этикета. Кроме того, воспитывает эстетический вкус, мотивирует заниматься творческой деятельностью, формирует умение находить выход из затруднительного положения.

Приложение Конспект интегрированной образовательной и коррекционно-развивающей художественно-творческой деятельности «Зимнее настроение» для старших дошкольников

Продолжительность: до 30 мин.

Количество детей в группе: 6–10.

Материалы и оборудование: прозрачные мольберты, на одном из которых нарисованы детали будущего пейзажа; палитры; гуашь разных цветов; детский крем; влажные салфетки; снежинки белого, голубого и фиолетового цвета (для рефлексии); интерактивная доска (или мультимедийный проектор с экраном); ковер; столы и стулья по количеству детей.

Оформление: мультимедийная презентация с изображениями зимних пейзажей (в т. ч. репродукций картин «Волшебница-зима» К. Юона, «Зима» И. Шишкина, «Февральская лазурь» И. Грабаря).

Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»).

Примечание. Деятельность реализуется педагогом-психологом и педагогом дополнительного образования по изодеятельности (далее – педагог ИЗО).

Ход деятельности 1. Приветствие. Игра «Я рад тебя видеть…»

Цели: создание атмосферы доверия и безопасности, положительного эмоционального фона; воспитание вежливости, доброжелательности, стимулирование желания поделиться хорошим настроением.

Педагог-психолог, педагог ИЗО: Здравствуйте, ребята. Предлагаем вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Для этого надо взяться за руки, после чего каждый из вас повернется вправо и скажет фразу «Я рад тебя видеть, … (имя ребенка)».

2. Вводная часть. Беседа о зиме

Цели: обобщение знаний детей об особенностях времени года – зимы; активизация словаря, обучение умению делать выводы.

Примечание. В ходе беседы используется мультимедийная презентация под музыку А. Вивальди.

Педагог ИЗО: Скажите, какое сейчас время года на улице?.. Зима – она какая?.. (Белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная.) Зима веселое или грустное время года?.. Почему?..

Педагог-психолог: Зима действительно может быть очень веселой, так как существует множество зимних забав. А что вы любите делать зимой?.. Покажите, какие забавы вы знаете... (Задача детей – используя пантомимику, показать, чем можно заниматься зимой: лепка снежков, снеговика, крепости, катание на санках, лыжах, коньках и проч.) Молодцы, ребята! Вы замечательно описали, какой бывает зима, рассказали, что можно делать в это время года. А теперь давайте окунемся в настроение зимних пейзажей… А поможет нам в этом наша «волшебная доска» (интерактивная доска с презентацией зимних пейзажей. – Примеч. авт.)

Педагог ИЗО: Раньше не было фотоаппаратов и видеокамер, чтобы запечатлеть всю красоту природы. Художники делали это с помощью кисти и красок. Сегодня мы познакомимся с картинами, авторы которых изобразили одно и то же время года. Однако у всех оно получилось по-разному. (Включается мультимедийная презентация.)

Первая картина принадлежит кисти русского художника, мастера пейзажа Константину Федоровичу Юону. Давайте рассмотрим ее… Какое время года изобразил художник?.. (На картине мы видим зиму.) Верно! Мы видим изображение зимы, которая еще только вступает в свои права. Почему, глядя на картину, мы можем утверждать, что это зима?.. (Кругом много пушистого снега, замерзший пруд, дети катаются на коньках.) На картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы?.. (Нет, одни облака белые, но есть и желтоватые.) Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях – все имеет множество оттенков, которые в большинстве своем желтовато-розоватые, а иней хотя и серебристо-голубой, но под лучами заходящего солнца приобретает розоватый оттенок. Вы такую зиму наблюдали?.. Обратите внимание, на улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, т. к. морозы еще не очень сильные. Резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках. Какие чувства вызывает у вас эта картина?.. (Чувство радости, веселье.)

А сейчас мы рассмотрим картину другого русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом – мы видим поваленные деревья. Да, сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце. Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на нее?.. (Стало немного грустно, печально.) Какими красками передана грусть, тоска в картине?.. (Серой, голубоватой.) Как вы думаете, почему художник выбрал именно эти краски?.. (Чтобы показать холод, дремучесть леса и то, что лес спит.)

А сейчас посмотрите, какой изобразил зиму еще один русский живописец Игорь Эммануилович Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу. На переднем плане мы видим отдельно стоящие березы. Рисуя их, художник находился на близком расстоянии, поэтому мы не видим верхушки деревьев. Это тоже зима, но самый ее конец. Светит яркое солнце, небо ясное, голубое. Снег разных оттенков – бледно-голубого, сиреневого, синего – искрится. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Вся роща озарена светом. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами. Что можно услышать?..

(Потрескивание снега, веселый щебет птиц. Кажется, что сейчас зазвенит капель.)

А хотите сами побыть художниками?.. Тогда присаживайтесь за столы.

Комментарий для педагога-психолога. В ходе беседы важно отследить эмоциональное состояние детей, определить уровень развития восприятия, связной речи, характер межличностного общения детей с педагогом ИЗО.

3. Основная часть. Изобразительная деятельность

Цели: развитие тонкой моторики, внимания; обучение работе в парах; формирование навыка воспринимать и выполнять инструкцию взрослого; развитие инициативы и самостоятельности в деятельности; создание общего положительного эмоционального фона; определение потенциала дальнейшей индивидуальной коррекционной работы.

Формы работы: рисование в парах и индивидуально.

Используемая техника: пальчиковое рисование.

Примечание. Педагог-психолог дает каждой паре и отдельным детям инструкции; педагог ИЗО – индивидуальные консультации детям, испытывающим затруднения. Рисование проходит под музыкальное сопровождение. В дальнейшем анализ полученных изображений может быть использован для определения эмоционального состояния детей и выработки рекомендаций для последующей коррекционной работы.

Инструкции:

  • пара 1 – работает на одном прозрачном мольберте. Задача – договориться о том, что будет изображено. В процессе один из детей рисует какой-либо элемент, другой на обратной стороне повторяет то же самое. Важно – внимательно следить за действиями партнера. Все детали рисунка должны совпадать;

  • пара 2 – рисует пейзажи произвольно, независимо друг от друга (например, один рисует дерево, другой снег);

  • индивидуальное задание – немного пофантазировать и дорисовать уже имеющиеся детали, так чтобы получился зимний пейзаж;

  • индивидуальное задание – изобразить пейзаж с помощью кремовой графики.

4. Анализ результатов деятельности

Цели: формирование умения выражать эмоциональное настроение посредством творчества, отмечать позитивные и неудачные моменты деятельности; развитие способности излагать и обосновывать свое мнение; формирование эстетического вкуса, толерантности; стимулирование желания заниматься творческой деятельностью.

Педагог-психолог: Молодцы! Замечательные зимние пейзажи у вас получились. Ничуть не хуже, чем у великих художников. Давайте поставим ваши работы рядом друг с другом и полюбуемся...

Дети, перед тем как начать рисовать вы познакомились с тремя картинами русских художников. Каждая из них отличалась своим настроением. Вспомните, каким?.. А какое настроение у ваших картин?..

Педагог ИЗО: Какая из работ вам нравится больше всего, конечно кроме своей?..

5. Подведение итогов

Цели: выявление удовлетворенности детей; закрепление умения действовать по словесной инструкции; рефлексия настроения по цветовому решению падающих снежинок.

Педагог-психолог: А теперь пришло время прощаться, но перед этим вы решите для себя, понравилась ли вам сегодня наша встреча. (Дети переходят в игровую зону, где разложены снежинки.) Если у вас радостное настроение и вам было интересно – выберите голубую снежинку. Если неинтересно – белую. Если грустно или неприятно – фиолетовую. Кто хочет, тот может оставить эту снежинку себе на память.

6. Ритуал прощания

Цели: формирование навыков речевого общения, стимулирование желания осваивать нормы этикета.

Педагог-психолог: Я возьму себе голубую снежинку, потому что мне очень понравилось с вами играть. Давайте все вместе встанем в круг, возьмемся за руки и пожелаем друг другу самого хорошего, доброго… (Высказываются все желающие.) Спасибо, ребята, за ваше активное участие, веселое настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы у вас всегда было ХОРОШЕЕ настроение. До свидания!

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Николаевна Петрова

Дата: 22.04.2024

Номер свидетельства: 649379


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства