Просмотр содержимого документа
«Итоговое занятие по ФЭМП»
Конспект итогового занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну математики»
Любовь Пеханова Конспект итогового занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну математики»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Учить понимать отношения между числами в числовом ряду. Продолжать учить детей составлять и решать математическую задачу на сложение и вычитание, записывать решение с помощью знаков, цифр.
Закрепить с детьми математические понятия.
Развивающие: Развивать мелкую моторику руки, создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес математическим понятиям.
Оборудование и материалы. Ноутбук, проектор, экран, карточки с числовыми рядами в которых пропущены некоторые цифры; фломастеры, мяч.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
I. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и гости.
Сегодня, у нас в гостях: воспитатели групп и ваши родители. Они пришли посмотреть на то, чему мы научились за этот год. Подарим им свои очаровательные улыбки и поприветствуем их (здравствуйте, доброе утро).
Воспитатель: А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Сегодня нас приглашает в свое волшебное государство царица Математика. В её государстве постоянно происходят какие-то истории.
Царица Математика хочет проверить, готовы ли вы перейти в подготовительную группу. Она издала указ: приготовить для вас интересные задания и проверить ваши знания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляемся в путь. (Слайд №2)
I задание в указе: Разминка на сообразительность
(кто быстро и правильно ответить на вопросы)
1. Покажите цифру, которая подскажет сколько пальцев на руке? (5);
2. Который по счету день недели среда? (3-й день по счету);
3. Назови, число следующее за числом 9?
4. Сосчитать от 9 до 5? (в обратном порядке);
5. За понедельником следует среда?
6. Сколько дней в неделе? (7);
II задание в указе: «Числовые ряды»(Слайд №3)
Воспитатель: Перед вами на экране карточки с числовыми рядами, в которых пропущены некоторые цифры.
Ваша задача: Назвать пропущенные цифры на этих карточках.
3 5 7
Слайд №3
10 8 6
Слайд №5 Слайд №6
9 7 5
4 6 8
Вопросы:
* Какую цифру нужно вставить между цифрами 10 и 8 и 6?
III задание в указе: «Составление и решение задач»:
Воспитатель: Ребята, послушайте задачу и решите её. Запись решения прочитайте.
1. У продавца было 7 шариков, мальчик купил два шарика. Сколько шариков осталось у продавца? (Слайд №7)
2. На одном столе в вазе три тюльпана, на другом – пять. Сколько всего тюльпанов? (Слайд №8)
Справились с заданием. Молодцы!
***Ну, а теперь физкультминутка!
В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник рисовал (изоб. рисунок любой)
В среду долго умывался («умываются»)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают)
IV задание в указе «Из каких геометрических фигур составлен паровоз, и сколько фигур?»(Слайд №9)
Воспитатель: Посчитайте, сколько геометрических фигур в нарисованном паровозе.
Все справились с заданием. Отлично.
V задание в указе: Д/игра: «Скажи наоборот»
Воспитатель: Игра проводится с мячом. Я буду кидать мяч называть слово, а вы должны назвать противоположные по смыслу т. е слово наоборот). Н-Р: «Больше – меньше»;
Длинный – короткий; широкий – узкий;
Большой – маленький; длиннее – короче;
Высокий – низкий; утро-ночь;
Шире – уже;
VI задание в указе: «Нарисуйте кружочки в последнем квадрате, используя закономерность». (Слайд №10)
Воспитатель: У каждого ребенка на столах лист бумаги с заданием. Нарисуйте кружочки в последнем квадрате, используя соответствующую закономерность. (Сколько кружочков нарисовал Рома)
Хорошо! Все правильно выполнили задания.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Сложные задания придумала Королева Математика. Не смотря на это, вы отлично справились.
Рефлексия:
• Что понравилось больше всего?
• С чем вы легко справились?
• Что показалось трудным?
Воспитатель: А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?
Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность в образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) в старшей группе
Тема: «Цветик - семицветик» Программное содержание: Образовательная область:«Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие (Развитие речи)», «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)». Тип НОД: Познавательно - развивающая Возраст детей: 5-6лет Форма проведения НОД: Занятие - путешествие Форма организации: Подгрупповая Виды детской деятельности: коммуникативная ответы на вопросы, высказывание предположений, выводы; игровая игра «Соберите баранки», Раз, два, три - дни недели назови! «Назови соседей числа».«Раз, два, три – время суток назови!» Физкультминутка: «Считалочка с башмачком»
Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, с любого заданного числа. Учить выкладывать числовой ряд до 10. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять изображение предметов из частей полученных при делении, ориентироваться на плоскости листа. Правильно использовать названия частей суток, дней недели. Учить устанавливать последовательность событий. Развивающие:Развивать речь, мышление, внимание. Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность. Здоровьесберегающие: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей. Демонстрационный материал:Мультимедийная установка, проектор, ноутбук, беспроводная мышь, мультимедийная презентацияс иллюстрациями, цветок с 7 лепестками, мяч. Раздаточный материал: баранки на веревочке, цифры на каждого ребенка, разбитые вазы из геометрических фигур, картинки игрушек 15 штук на каждого ребенка, Методы и приемы: Наглядный: мультимедийная презентация; Словесный: высказывание предположений, ответы на вопросы, загадка, игра «Круг пожеланий»; Практический: игра «Соберите баранки», Раз, два, три - дни недели назови! «Назови соседей числа».«Раз, два, три – время суток назови!» Игровой: Физкультминутка: «Считалочка с башмачком» Создание мотивации: Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, показ слайдов. Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик», закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть «Соседей числа», познакомить с числами в пределах 10, закрепление временных отношений, сформировать представления о геометрических фигурах, учить устанавливать последовательность событий, учить отвечать на вопросы «Который по счету?», «На каком месте?», совершенствовать понимания смысла пространственных отношений.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы оправимся, вы узнаете, отгадавмою загадку: Художественное слово: Не дерево, а с листочками Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Дети:- Книга Воспитатель:- Правильно (открывается экран, а на нем появляется большая и красивая книга).Слайд 1 Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Жила-была девочка Женя. Мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки. Сколько баранок купила Женя? (8). Слайд 2 Воспитатель: Игра «Соберите баранки» - Нужно собрать баранки от самой маленькой до самой большой. Молодцы! Воспитатель:-Но пока Женя шла домой и смотрела в витрины магазина, собака съела баранки. Когда Женя спохватилась, баранок не было. Слайд 3 Побежала девочка за собакой, не догнала ее, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. Слайд 4 -Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (7).Слайд 5 Воспитатель:-Какого цвета лепестки? (цветок прикреплен на мольберте) Дети: - Предполагаемый ответ: Все лепестки разного цвета Воспитатель:-Сколько красных лепестков у цветка? (Синих, зеленых и т.д.) Воспитатель. - Отрываем лепесток. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели. Слайд 6 Игра: Раз, два, три – дни недели назови! Воспитатель: - Кому брошу мяч, тот и отвечает на вопрос. - Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)Слайд 7 - Ребята, назовите дни недели по порядку. Дети: - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.- Как называется первый день недели? - Четверг - какой день недели? - Назовите выходные дни недели. - Какой день недели идет после вторника? четверга? Дети: - Среда, пятница. - Какой день недели идет перед воскресеньем? понедельником? Дети: - Суббота, воскресенье. Воспитатель:-Как называется день, который недавно прошел? Дети: - Вчера. Воспитатель:- Который день был раньше: сегодня или завтра? Дети: - Вчера. Воспитатель:- Посмотрите, все цифры перепутались, помогите расставить их по порядку. (Расставляют цифры за столами) Слайд 8 - Сосчитайте что у вас получилось, обратным счетом - Сосчитайте от 3,5 - Справа или слева от цифры восемь должна стоять цифра семь? Дети:- Слева Воспитатель:- Какая цифра должна стоять слева от цифры четыре? Дети: - Три Воспитатель: - Молодцы! Все цифры вернулись на свои места. Слайд 9 Игра: «Назови соседей числа». - Назовите соседей цифр 4, 6, 8? (3 -5, 5 - 7, 7- 9.) Воспитатель: - Отрываем второй лепесток. Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели. Пришла Женя домой, решила поставить цветок в вазу, но посмотрела в окно. Увидела там ворон и стала их считать, а ваза упала из рук и разбилась на осколки. Помогите собрать и склеить вазу, чтобы мама не ругала Женю. Слайд 10 Воспитатель: -Из скольких частей состоит ваза. На какие геометрические фигуры они похожи? Дети: Предполагаемые ответы. Воспитатель:- Отрываем третий лепесток. Потом, Жене захотелось много игрушек. Слайд 11 - Выложите на верхнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 больше, чем цифра 6. Сколько игрушек на верхней полоске? -А на нижнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 меньше, чем цифра 7? Сколько на нижней полоске? - На какой полоске игрушек больше? А на какой меньше? На сколько? - Что нужно сделать, чтоб игрушек было поровну? - Заяц, который по счету? собачка, которая по счету? Между машиной и матрешкой кто стоит? Кто третий по счету? Кто крайний слева, справа? Воспитатель: Отрываем четвертый лепесток. А теперь мы отправимся на Северный полюс вместе с Женей. Физкультминутка: «Считалочка с башмачком» Раз! Два! Три! Четыре! - дети скачут на двух ногах, с продвижением По дорожке я скачу, вперед Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу - прыжки на месте Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок - дети приседают Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок - разводят руки в строны Воспитатель: - Отрываем следующий лепесток. Вот Женя оказалась на Северном полюсе. Слайд 12 - Посмотрите и скажите, кто находится в правом верхнем углу? Белый медведь, где находится? И т.д.Слайд 13 Воспитатель:- Отрываем шестой лепесток. - Вели, чтобы Женя оказалась снова дома. Чтобы исполнилось это желание, назовите части суток. А теперь поиграем в игру «Раз, два, три – время суток назови!»: Слайд 14 Воспитатель:- Мы выходим по порядку, начинаем физзарядку…. Дети: - Утром. Воспитатель: -Мы за стол все дружно сели, первое, второе, третье съели Дети: - Днем Воспитатель:- Когда, ваши папа и мама приходят с работы? Дети: - Вечером. Воспитатель: - Ужинаем мы вечером, а спим …. Дети: - Ночью. Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, утро, день, вечер, ночь - что составляют? Дети: - Сутки Воспитатель:-У нас остался последний лепесток. Вспомните, как Женя его использовала? Дети: Предполагаемые ответы: помогла мальчику.Слайд 15 Воспитатель:- Ребята, а сейчас каждый из вас передавая друг другу цветик -семицветикскажет, что бы вы пожелали друг другу. Игра «Круг пожеланий» Слайд 16 Дети: - Предполагаемые ответы: здоровья, радости, счастья, веселья, доброты, море улыбок, согласия. Воспитатель:-Наше путешествие закончилось. Воспитатель:- Какие задания были самыми трудными? Что было трудным для тебя сегодня на занятии? Воспитатель: - Ребята, если Вы, сегодня на занятии выполнили все задания возьмите цветочки. -А если Вы считаете, что у вас возникли трудности- наклейки Звучит музыкальное сопровождение к презентации Слайд 17
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность в образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) в старшей группе
Тема: «Цветик - семицветик» Программное содержание: Образовательная область:«Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие (Развитие речи)», «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)». Тип НОД: Познавательно - развивающая Возраст детей: 5-6лет Форма проведения НОД: Занятие - путешествие Форма организации: Подгрупповая Виды детской деятельности: коммуникативная ответы на вопросы, высказывание предположений, выводы; игровая игра «Соберите баранки», Раз, два, три - дни недели назови! «Назови соседей числа».«Раз, два, три – время суток назови!» Физкультминутка: «Считалочка с башмачком»
Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, с любого заданного числа. Учить выкладывать числовой ряд до 10. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять изображение предметов из частей полученных при делении, ориентироваться на плоскости листа. Правильно использовать названия частей суток, дней недели. Учить устанавливать последовательность событий. Развивающие:Развивать речь, мышление, внимание. Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность. Здоровьесберегающие: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей. Демонстрационный материал:Мультимедийная установка, проектор, ноутбук, беспроводная мышь, мультимедийная презентацияс иллюстрациями, цветок с 7 лепестками, мяч. Раздаточный материал: баранки на веревочке, цифры на каждого ребенка, разбитые вазы из геометрических фигур, картинки игрушек 15 штук на каждого ребенка, Методы и приемы: Наглядный: мультимедийная презентация; Словесный: высказывание предположений, ответы на вопросы, загадка, игра «Круг пожеланий»; Практический: игра «Соберите баранки», Раз, два, три - дни недели назови! «Назови соседей числа».«Раз, два, три – время суток назови!» Игровой: Физкультминутка: «Считалочка с башмачком» Создание мотивации: Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, показ слайдов. Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик», закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть «Соседей числа», познакомить с числами в пределах 10, закрепление временных отношений, сформировать представления о геометрических фигурах, учить устанавливать последовательность событий, учить отвечать на вопросы «Который по счету?», «На каком месте?», совершенствовать понимания смысла пространственных отношений.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы оправимся, вы узнаете, отгадав мою загадку: Художественное слово: Не дерево, а с листочками Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Дети:- Книга Воспитатель:- Правильно (открывается экран, а на нем появляется большая и красивая книга).Слайд 1 Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Жила-была девочка Женя. Мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки. Сколько баранок купила Женя? (8). Слайд 2 Воспитатель: Игра «Соберите баранки» - Нужно собрать баранки от самой маленькой до самой большой. Молодцы! Воспитатель:-Но пока Женя шла домой и смотрела в витрины магазина, собака съела баранки. Когда Женя спохватилась, баранок не было. Слайд 3 Побежала девочка за собакой, не догнала ее, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. Слайд 4 -Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (7).Слайд 5 Воспитатель:-Какого цвета лепестки? (цветок прикреплен на мольберте) Дети: - Предполагаемый ответ: Все лепестки разного цвета Воспитатель:-Сколько красных лепестков у цветка? (Синих, зеленых и т.д.) Воспитатель. - Отрываем лепесток. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели. Слайд 6 Игра: Раз, два, три – дни недели назови! Воспитатель: - Кому брошу мяч, тот и отвечает на вопрос. - Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)Слайд 7 - Ребята, назовите дни недели по порядку. Дети: - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.- Как называется первый день недели? - Четверг - какой день недели? - Назовите выходные дни недели. - Какой день недели идет после вторника? четверга? Дети: - Среда, пятница. - Какой день недели идет перед воскресеньем? понедельником? Дети: - Суббота, воскресенье. Воспитатель:-Как называется день, который недавно прошел? Дети: - Вчера. Воспитатель:- Который день был раньше: сегодня или завтра? Дети: - Вчера. Воспитатель:- Посмотрите, все цифры перепутались, помогите расставить их по порядку. (Расставляют цифры за столами) Слайд 8 - Сосчитайте что у вас получилось, обратным счетом - Сосчитайте от 3,5 - Справа или слева от цифры восемь должна стоять цифра семь? Дети:- Слева Воспитатель:- Какая цифра должна стоять слева от цифры четыре? Дети: - Три Воспитатель: - Молодцы! Все цифры вернулись на свои места. Слайд 9 Игра: «Назови соседей числа». - Назовите соседей цифр 4, 6, 8? (3 -5, 5 - 7, 7- 9.) Воспитатель: - Отрываем второй лепесток. Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели. Пришла Женя домой, решила поставить цветок в вазу, но посмотрела в окно. Увидела там ворон и стала их считать, а ваза упала из рук и разбилась на осколки. Помогите собрать и склеить вазу, чтобы мама не ругала Женю. Слайд 10 Воспитатель: -Из скольких частей состоит ваза. На какие геометрические фигуры они похожи? Дети: Предполагаемые ответы. Воспитатель:- Отрываем третий лепесток. Потом, Жене захотелось много игрушек. Слайд 11 - Выложите на верхнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 больше, чем цифра 6. Сколько игрушек на верхней полоске? -А на нижнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 меньше, чем цифра 7? Сколько на нижней полоске? - На какой полоске игрушек больше? А на какой меньше? На сколько? - Что нужно сделать, чтоб игрушек было поровну? - Заяц, который по счету? собачка, которая по счету? Между машиной и матрешкой кто стоит? Кто третий по счету? Кто крайний слева, справа? Воспитатель: Отрываем четвертый лепесток. А теперь мы отправимся на Северный полюс вместе с Женей. Физкультминутка: «Считалочка с башмачком» Раз! Два! Три! Четыре! - дети скачут на двух ногах, с продвижением По дорожке я скачу, вперед Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу - прыжки на месте Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок - дети приседают Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок - разводят руки в строны Воспитатель: - Отрываем следующий лепесток. Вот Женя оказалась на Северном полюсе. Слайд 12 - Посмотрите и скажите, кто находится в правом верхнем углу? Белый медведь, где находится? И т.д.Слайд 13 Воспитатель:- Отрываем шестой лепесток. - Вели, чтобы Женя оказалась снова дома. Чтобы исполнилось это желание, назовите части суток. А теперь поиграем в игру «Раз, два, три – время суток назови!»: Слайд 14 Воспитатель:- Мы выходим по порядку, начинаем физзарядку…. Дети: - Утром. Воспитатель: -Мы за стол все дружно сели, первое, второе, третье съели Дети: - Днем Воспитатель:- Когда, ваши папа и мама приходят с работы? Дети: - Вечером. Воспитатель: - Ужинаем мы вечером, а спим …. Дети: - Ночью. Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, утро, день, вечер, ночь - что составляют? Дети: - Сутки Воспитатель:-У нас остался последний лепесток. Вспомните, как Женя его использовала? Дети: Предполагаемые ответы: помогла мальчику.Слайд 15 Воспитатель:- Ребята, а сейчас каждый из вас передавая друг другу цветик -семицветикскажет, что бы вы пожелали друг другу. Игра «Круг пожеланий» Слайд 16 Дети: - Предполагаемые ответы: здоровья, радости, счастья, веселья, доброты, море улыбок, согласия. Воспитатель:-Наше путешествие закончилось. Воспитатель:- Какие задания были самыми трудными? Что было трудным для тебя сегодня на занятии? Воспитатель: - Ребята, если Вы, сегодня на занятии выполнили все задания возьмите цветочки. -А если Вы считаете, что у вас возникли трудности- наклейки Звучит музыкальное сопровождение к презентации Слайд 17