5. Воспитывать целеустремлённость, интерес к математическим знаниям.
Демонстрационный материал.
Плакаты (А-3)
Картинки «Времена года»,
клубочки ниток (с примерами),
«Необыкновенная кошечка»,
«Замок»,
задачи (+) и (-).
Раздаточный материал.
Листок с дорожками,
листок с пронумерованными точками,
счётный материал,
синий и простой карандаш.
Методы и приёмы.
Организация детей.
Сюрпризный момент.
Логические задачи.
Рассматривание картинок.
Провести синим карандашом внутри линий.
Решение примеров.
Счёт геометрических фигур.
Порядковый и обратный счёт.
Ориентировка на листочке в клетку.
Решение задач.
Итог.
Ход занятия.
Воспитатель.
Встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Все встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Воспитатель.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём направо,
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
Путешествие начнём!
Кто такие путешественники? На чём можно путешествовать? (Ответы детей.) Представьте, что вы превратились в поезд. Артём стал электровозом, а остальные дети – вагонами. Вагоны, цепляйтесь к электровозу!
Малоподвижная игра «По порядку»
Дети выстраиваются за Артёмом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребёнка. Воспитатель даёт Артёму мяч.
Воспитатель. По порядку номеров рассчитайтесь!
Первый ребёнок в колонне говорит: «Первый!» и передаёт мяч через голову второму ребёнку, который говорит: «Второй!», и.д. Последний ребёнок называет свой номер и отдаёт мяч воспитателю.
Звучит аудиозапись шума едущего поезда. Дети продвигаются колонной за воспитателем. (Дети садятся за столы.)
Раздаётся тихий стук в дверь. Воспитатель просит детей прислушаться.
Воспитатель. Кто-то просится к нам в гости. Отгадайте загадку и узнаете, кто это.
Я пушистый и усатый,
Меня любят все ребята.
(Кот.)
Воспитатель подходит к двери , открывает её и возвращается к детям с мягкой игрушкой в руках.
Воспитатель. Действительно, к нам в гости пришёл кот. В лапках у него записка. (Разворачивает записку, читает.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я, как вы , могу считать.
Вы со мною посчитайте,
От меня не отставайте.
Вы догадались, чем сейчас будете заниматься? (Математикой.)
Какие задания может предложить кот? (Предположения детей.) Да, вам придётся считать, решать задачи. Постарайтесь не огорчать нашего гостя.
Догадайтесь, как зовут кота. Его кличка начинается со звука (п), а заканчивается звуком (к).( Его зовут Пушок.)
Пушок приглашает вас в путешествие по математическим станциям.
Вы готовы к путешествию? ( Да.)
Первая станция «Сообразительная». На ней вам придётся решать «хитрые» задачи. Покажите , насколько вы сообразительны.
Сколько огоньков у светофора? (Три.)
Сколько дней в неделе? (Семь.)
Сколько цветов у радуги? (Семь.)
Сколько месяцев в году? (Двенадцать.)
Что больше – часть или целое? (Целое.)
Назови соседей числа 16 (15 и 17).
Назови число больше 8 и меньше 10 (9).
Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько.)
А сейчас будьте особенно внимательными!
- Во дворе гуляли три кота три часа . Сколько часов гулял каждый кот? (Каждый кот гулял три часа.)
- Хозяин разрезал сосиску для Пушка два раза. На сколько частей он разделил сосиску? (Хозяин разделил сосиску на три части.)
- Пушок выше Мурзика, а Мурзик выше Черныша. Кто из этих котов самый высокий? (Самый высокий Пушок.)
- Мурка кошка-мышеловка
Съела трёх мышей в кладовке,
И сейчас к норе подкралась.
Цап! Ещё попалась,
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей. (Четыре.)
- Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало? (Четыре.)
Молодцы! С первым заданием Пушка справились.
Продолжается наше путешествие. Следующая станция «Прогулочная».
Воспитатель. (выставляет на мольберт картинку «Времена года».)
Мы оказались на сказочной поляне. Какие деревья вы видите? (Первоедерево зимнее, второе – весеннее, третье – летнее, четвёртое – осеннее.) Бывает такое в настоящем лесу? (Нет.) Как вы думаете, что это означает? (Это модель времён года.) Верно, а это поляна времён года.
Какое сейчас время года? (Весна.) Назовите весенние месяцы. (Март,апрель, май.)
Совсем скоро придёт апрель, снег растает окончательно и всюду побегут, обгоняя друг друга, звонкие ручейки. Возьмите листы, на которых нарисованы четыре дорожки. (Каждый ребёнок кладёт перед собой лист сизображением четырёх дорожек: волнистых , ломанной.) Проведите синим или голубым карандашом внутри линий, не касаясь их краёв, и у вас тоже получатся ручейки, только нарисованные. Молодцы! Теперь поиграйте с Пушком.
Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
То прогнёт, то выгнет спинку,
Лапку вытянет вперёд.
Это делает зарядку
Наш Пушок – красивый кот!
Чешет он себе за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Пушка ведь всё в порядке -
Когти, шерсть и аппетит!
Воспитатель. Продолжаем путешествие с Пушком. Следующая станция«Сказочная».У Пушка есть любимые сказки, где встречается число 7.
Назовите сказки, в которых встречается число 7. («Волк и семеро козлят»,
«Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Семь Симеонов».)
Назовите пословицы и поговорки, в которых встречается число 7. (Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один раз отрежь.)
Воспитатель. Путешествие продолжается. Следующая станция «Счетная».
Пушок просит вас собрать его любимые клубочки ниток в корзинку.
А клубочки у него необычные: если произвести арифметические действия с цифрами, которые на них написаны, получается число 7. Давайте соберём в корзину только такие клубочки.
Дети решают примеры и вкладывают клубочки в прорези корзины.
Воспитатель. Сколько клубочков у нас в корзине? (Семь.)
Молодцы! Вы были внимательны, быстро справились с этим заданием.
Следующая станция «Геометрические фигуры».
Рассмотрите рисунок : «Необыкновенная кошка». Мне подарил его Мурзик,
который состоит из геометрических фигур. Сосчитайте из скольких кругов, треугольников, квадратов, и прямоугольников он состоит?
Дети выполняют задание. Воспитатель.Что у васполучилось? (Стул.)
Где играл Пушок? (Пушок играл под стулом, на стуле, за стулом и т.д.)
Следующая станция «Задачная».
Но прежде чем решать задачи Пушка, нужно вспомнить, что в каждой задаче. Как называется часть задачи, в которой о ком-то или о чём-то рассказывается? (Условие.) Воспитатель. Как называется часть задачи, в которой о чём-то спрашивается, что-то неизвестно? (Вопрос.) Как называется часть задачи , в которой мы находим неизвестное? (Решение.)Как называется часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число? (Ответ.)
Слушайте первую задачу: «Пушок вышел погулять. На улице он увидел пять красных домов и два зелёных. Сколько всего домов увидел Пушок?» Повторите условие задачи. Какой вопрос в этой задаче, что нужно узнать? С помощью какого действия будем решать задачу? (Ответы детей.) Что нужно делать, если спрашивают, сколько всего? (Прибавлять, складывать, соединять.) Один из вас будет решать задачу на магнитной доске, остальные за столами. Итак, начинаем. Что сказано в условии задачи? Сколько красных домов увидел Пушок? Сколько зеленых домов? (Ребёнок выставляет цифры 5 и 2 на магнитной доске, остальные дети выкладывают карточки с этими цифрами на своих столах.) Какой знак нам поможет? (Ребёнок выставляет знак «+» на магнитной доске, остальные дети выкладывают карточку с этим знаком на своих столах.) Прочитай решение. Сколько получится? (Ребёнок выставляет знак «=» и цифру 7 на магнитной доске, остальные дети выкладывают карточки с этим знаком и цифрой на своих столах.) Какой ответ в задаче? (Семь домов увидел Пушок.) Аналогично разбирается и решается вторая задача: «Пушок встретил на улице трёх собак. Одна из них убежала. Сколько собак осталось на улице?». Воспитатель. Молодцы! Пушок так доволен вами, что даже замурлыкал!
А вам понравилось путешествие с Пушком? (Да.) Что вам особенно понравилось, запомнилось? Какие задания Пушка вы выполняли? (Ответы детей.) Кому понравилось путешествовать с нашим гостем и кто не испытывал особых трудностей при выполнении заданий Пушка? Пушок благодарит всех детей и дарит раскраски с изображением своих друзей и вручает медальки «За активность».