Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников.»
Исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Этот документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-другому рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что ему необходимо управлять сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Исследовательская деятельность и экспериментирование являются инновационным способом организации познавательной деятельности детей. [3].
Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной творческой исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, рода-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью и другими крупами (сухие бассейны).
Знакомлю детей с водой, её свойствами (наливаем – выливаем – измеряем). В ходе элементарных опытов дети учатся определять ее свойства: прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей, в воде растворяются соль и сахар, а также вода встречается в твердом состоянии (лед). Детям очень нравится наблюдать, когда воду начинают переливать капельно, струйно. Они начинают связывать это с природными явлениями (капель, дождь, ливень). В ходе беседы объясняю, какое значение имеет вода для человека и растений, как ее можно использовать, почему нельзя пить грязную воду или из-под крана. На помощь в этом случае приходят сказочные герои, например, доктор Айболит, который объясняет малышам, какие опасности таит грязная вода. Читаем и вместе разбираем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Дети приходят к самостоятельному выводу, почему нельзя пить грязную воду.
Не менее интересный и уникальный материал для исследования – песок, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. В работе с песком ребенок учится сопровождать свои движения речью. Песок замечательно развивает мелкую моторику (благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. В ходе наблюдения дети рассматривают, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым. Сейчас есть прекрасная возможность познакомить детей и с кинетическим песком. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в нити, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. Кинетический песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам. Он очень удобен в обращении и безвреден.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Наблюдения в природе, опытно - экспериментальная деятельность способствуют развитию познавательной активности младших дошкольников. Моя задача, как педагога - помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными, интересными.
Таким образом, системная работа по развитию познавательной активности у младших дошкольников дает определённые положительные результаты. По окончании учебного года дети умеют действовать в соответствии с игровой задачей, называют характеристики предмета, проявляют сообразительность, задают вопросы воспитателю. Дети активно стремятся к самостоятельности, с удовольствием повторяют освоенные действия, гордятся своими успехами.
В.А.Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".