kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посмотри что тебя окружает? Рядом с человеком живут звери, птицы, насекомые и рыбы, растут деревья, кустарники и цветы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников»



«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм поисковой исследовательской деятельности.

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

Основные особенности исследовательской деятельности детей:

- она направлена на получение новых знаний о мире природы;

- способствует формированию системы знаний о природе;

- развивает познавательную активность;

- способствует развитию мыслительных процессов и операций;

- оказывает влияние на развитие речи.

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.

По определению педагогов опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Как правило, рекомендуется проводить такие опыты со старшими дошкольниками, проводя подготовку в младшей и средней группе. Однако, неоднократно проводя работу с детьми среднего возраста, хочу поделиться мнением, что дети 4 – 5 лет с удовольствием включаются в эти игры-экспериментирования и к старшему дошкольному возрасту дают замечательные результаты.

Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

- четкость формулировки целей и задач опыта;

- предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;

- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

- разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.

Опираясь на программу Н.Рыжовой «Наш дом – природа», программу «Детство» и другие издания, я разработала удобную для себя программу по теме «Неживая природа» для среднего дошкольного возраста.

В настоящее время выделено 4 этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников:

- первый этап – вводный – решает следующие задачи: накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения.

На первом этапе я организовала игру-экспериментирование под общим названием «Путешествие с феей к доброму Волшебнику», который мог растопить лед, заморозить воду, показать двигающиеся предметы, дать посмотреть в «волшебные стекла», помочь «заговорить воде» и так далее.

- второй этап предполагает решение следующих задач: детей учат принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной познавательной задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны. Детей учат устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает из причины.

Взрослея, дети сами стремились стать волшебниками. Для этого я им предложила создать собственную волшебную лабораторию, где бы каждый мог этому научиться, и где мы будем учиться небольшими группами. Это было необходимо, нужно было учитывать уровень развития детей и их интересы. Совместная опытническая деятельность организовывалась один-два раза в неделю по 15-20 мин, включала 1-2 эксперимента.

- на третьем этапе детей учат устанавливать более сложные связи и зависимости, а также формируют у них понимание того, что одна и та же причина может быть в основе целого ряда изменений в мире природы.

Повзрослев, из волшебников мы превратились в ученых, наша лаборатория превратилась из «волшебной» в «научно- исследовательскую». Ведь мы уже так много знали об окружающем мире! Однако вопросов становилось больше, чем ответов. Для них мы сделали отдельный кармашек. Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формировалась способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

Каждая игра-экспериментирование включала в себя:

- принятие или выдвижение детьми познавательной задачи,

- ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах,

- отбор способов проверки, выдвинутых детьми,

- проверка гипотез,

- подведение итогов, вывод,

- фиксация результатов в рабочих листах,

- вопросы детей.

- четвертый этап – анализ полученных результатов и формулировка выводов.

Начиная с первого этапа, дети обязательно заполняли рабочие листы, отражающие то, что они увидели. Сначала их оформляла я, затем дети сами все делали по образцу.

Работа в лаборатории находила отражение и в творческой деятельности детей: рисунки, аппликации, коллажи, ручной труд, лепка из глины - дети сами стремились запечатлеть и повторить наиболее интересные и запомнившиеся моменты.

В уголке экспериментирования нашей группы размещены яркие, современные книги по экспериментированию, энциклопедии, которые дети с удовольствием рассматривают.

Использование опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми считаю очень важным. Во-первых, это важнейшее средство удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений. Во-вторых, проведение опытов рассматриваю как элемент развивающего обучения, применяемый в работе с дошкольниками. В-третьих, в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что положительно способствует развитию их мыслительных процессов и операций.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

Автор: Чуприна Елена Александровна

Дата: 15.03.2023

Номер свидетельства: 627534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Интегрированный подход в экологическом образовании детей  старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(99) "intieghrirovannyi-podkhod-v-ekologhichieskom-obrazovanii-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "302049"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457033249"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "«элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников»."
    ["seo_title"] => string(80) "elementarnaia_issledovatelskaia_deiatelnost_v_ekologicheskom_obrazovanii_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "629732"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681712817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
    ["file_id"] => string(6) "387636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486204418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства