Просмотр содержимого документа
««элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников».»
«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм поисковой исследовательской деятельности.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.
Основные особенности исследовательской деятельности детей:
- она направлена на получение новых знаний о мире природы;
- способствует формированию системы знаний о природе;
- развивает познавательную активность;
- способствует развитию мыслительных процессов и операций;
- оказывает влияние на развитие речи.
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты.
По определению педагогов опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Как правило, рекомендуется проводить такие опыты со старшими дошкольниками, проводя подготовку в младшей и средней группе. Однако, неоднократно проводя работу с детьми среднего возраста, хочу поделиться мнением, что дети 4 – 5 лет с удовольствием включаются в эти игры-экспериментирования и к старшему дошкольному возрасту дают замечательные результаты.
Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
- четкость формулировки целей и задач опыта;
- предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;
- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
- разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.
Опираясь на программу Н.Рыжовой «Наш дом – природа», программу «Детство» и другие издания, я разработала удобную для себя программу по теме «Неживая природа» для среднего дошкольного возраста.
В настоящее время выделено 4 этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников:
- первый этап – вводный – решает следующие задачи: накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения.
На первом этапе я организовала игру-экспериментирование под общим названием «Путешествие с феей к доброму Волшебнику», который мог растопить лед, заморозить воду, показать двигающиеся предметы, дать посмотреть в «волшебные стекла», помочь «заговорить воде» и так далее.
- второй этап предполагает решение следующих задач: детей учат принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной познавательной задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны. Детей учат устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает из причины.
Взрослея, дети сами стремились стать волшебниками. Для этого я им предложила создать собственную волшебную лабораторию, где бы каждый мог этому научиться, и где мы будем учиться небольшими группами. Это было необходимо, нужно было учитывать уровень развития детей и их интересы. Совместная опытническая деятельность организовывалась один-два раза в неделю по 15-20 мин, включала 1-2 эксперимента.
- на третьем этапе детей учат устанавливать более сложные связи и зависимости, а также формируют у них понимание того, что одна и та же причина может быть в основе целого ряда изменений в мире природы.
Повзрослев, из волшебников мы превратились в ученых, наша лаборатория превратилась из «волшебной» в «научно- исследовательскую». Ведь мы уже так много знали об окружающем мире! Однако вопросов становилось больше, чем ответов. Для них мы сделали отдельный кармашек. Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формировалась способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Каждая игра-экспериментирование включала в себя:
- принятие или выдвижение детьми познавательной задачи,
- ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах,
- отбор способов проверки, выдвинутых детьми,
- проверка гипотез,
- подведение итогов, вывод,
- фиксация результатов в рабочих листах,
- вопросы детей.
- четвертый этап – анализ полученных результатов и формулировка выводов.
Начиная с первого этапа, дети обязательно заполняли рабочие листы, отражающие то, что они увидели. Сначала их оформляла я, затем дети сами все делали по образцу.
Работа в лаборатории находила отражение и в творческой деятельности детей: рисунки, аппликации, коллажи, ручной труд, лепка из глины - дети сами стремились запечатлеть и повторить наиболее интересные и запомнившиеся моменты.
В уголке экспериментирования нашей группы размещены яркие, современные книги по экспериментированию, энциклопедии, которые дети с удовольствием рассматривают.
Использование опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми считаю очень важным. Во-первых, это важнейшее средство удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений. Во-вторых, проведение опытов рассматриваю как элемент развивающего обучения, применяемый в работе с дошкольниками. В-третьих, в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что положительно способствует развитию их мыслительных процессов и операций.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}