kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Зрительная гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Зрительная гимнастика»

Воспитатель ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8

ШАХТЕРСКИЙ М.О» ДНР

Клинова Елена Викторовна


Использование здоровьесберегающих педагогических

технологий в ДОУ

Зрительная гимнастика (Методические рекомендации )


Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей.

Зрительная гимнастика используется:

  • для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

  • для укрепления мышц глаз

  • для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Она необходима:

    • для снятия напряжения;

    • для предупреждения утомления;

    • тренировки глазных мышц;

    • укрепления глазного аппарата.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

  • с предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают

на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

  • без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

  • с использованием специальных полей или изображением каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенных линий разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают

«пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

  • с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Следовательно можно выделить следующие формы зрительной гимнастики:

  • игровая пятиминутка с разными предметами;

  • использование зрительных тренажеров (индивидуальные, потолочные, настенные);

  • гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями;

  • опора на схему и зрительные метки;

  • электронная гимнастика

Разновидности зрительной гимнастики

На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх, сверху вниз.


Гимнастика и Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать

глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики

близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Пальминг (автор У.Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и как раз-таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме.

Условия: Для проведения не требует специальных условий.

  1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить

работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

  1. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день со всеми детьми или индивидуально.

  2. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и

объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Правила проведения зрительной гимнастики. При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

    • всегда снимать очки

    • сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

    • следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным

    • сосредоточить все внимание на глазах

    • после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками

бабочка».

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Общие рекомендации:

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе

здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения,

отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале

небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, изображения, различные тренажеры, специальные схемы, таблицы, ИКТ. Демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей

Упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Зрительную гимнастику можно начать с вращательных движений глаз (влево, вправо, вверх, вниз, круговые движения), в конце упражнений обязательно надо выполнять вращательные движения глазами.

На первых занятиях воспитатель одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, на последующих занятиях дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз. Это можно повторить 2 раза.

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы. Например, гримасочка ежика – губки вытянуты вперед, влево – вправо – вверх – вниз вытянутыми губками пошевелить-подвигать, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Каждый ребенок выполняет самостоятельно, то есть как он представляет ежика. Сделать несколько раз. Можно изобразить бульдога, волка (хмурого, вечно не в настроении, потому как голодный) Также можно предложить детям изобразить Чебурашку – удивляется, повыше бровки поднять, как будто вы услышали что-то неприятное.

Для того, чтобы занятия были интересными и эффективными, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, все они должны быть построены в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Работу следует начинать с подбора комплексов зрительной гимнастики, с учетом тематического плана ( приложение 1-2).

Информацию по зрительной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.


Профилактический эффект от зрительной гимнастики достигается при постоянном ее проведении

Приложение 1.



Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Существует определенный базовый набор движений:

-движения глаз вверх – вниз;

-движения глаз влево – вправо;

-круговые движения глазами;

-зажмуривание глаз;

-моргание и т.д.



Приложение 2.



Комплексы по словесной инструкции


I Комплекс

  1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

  2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

  1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево- прямо.

III Комплекс

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век







Приложение.3

Комплексы зрительной гимнастики со стихотворным текстом.

«Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,



Не угнаться за тобой.

Посмотреть влево- вправо. Посмотреть вниз - вверх

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.








«Дождик»

Капля первая упала – кап!


И вторая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели Капельки «кап-кап» запели, Намочили лица,

Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем От дождя

Убежим,

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое. Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.


Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Под кусточком посидим.

Приседают, поморгать глазами.


«Осень»

Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево вправо. Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2

раза).

















«Листочки»

Ах, как листики летят, Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной, Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, Полетел над головой

Красный, желтый, золотой. Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу. Под ногами у ребят

Листья весело шуршат, Будем мы сейчас гулять И букеты собирать

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево вправо. Посмотреть вверх – вниз.





Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево вправо. Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз. Посмотреть вверх.

Посмотреть влево вправо.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

«Елка».

Вот стоит большая елка, Вот такой высоты.

У нее большие ветки. Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу


Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх. Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить 2 раза



«Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг. Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо Влево - вправо.

Посмотреть вниз. Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Морковка»

Вверх морковку подними На неё ты посмотри

Вниз морковку опусти Только глазками смотри. Вверх и вниз и вправо-влево Ах, да Заинька умелый

Глазками моргает Глазки закрывает

Зайчики морковки взяли, С ними весело плясали.

Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Посмотреть влево.

Посмотреть вправо.

Быстро поморгать.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

«Что растет на нашей грядке»

Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий.

Там редиска, там салат – Наша грядка просто клад!

Дети выполняют круговые движения глазами

Посмотреть вверх вниз.

Посмотреть влево, вправо. Быстро поморгать.

«Булки»

Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Посмотреть влево вправо. Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами.

Быстро поморгать.

Использованная литература.


1.Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1


2. Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007.


3. Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997


4. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевылова. – Волгоград:Учитель, 2012.


5. Н.В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях.- //Логопед, №1 , 2011.


6. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство-Пресс. 2002


7. Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей по методупрофессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц

глаз./ М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.


8. Рубан Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях: реальные методы и упражнения /ростов н/Д: Феникс, 2009. Интернет-ресурс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Зрительная гимнастика

Автор: Клинова Елена Викторовна

Дата: 09.11.2024

Номер свидетельства: 659196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня."
    ["seo_title"] => string(63) "ispolzovanie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_v_rezhime_dnia"
    ["file_id"] => string(6) "519982"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568723967"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_innovatsionnykh_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_v_diet"
    ["file_id"] => string(6) "363231"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480275272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) ""Здоровье сберегающие технологии в доу " (Из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-ie-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-dou-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "115234"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411907573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Беседа на родительском собрании на тему «Трудности адаптации перехода детей из детского сада в школу» "
    ["seo_title"] => string(112) "biesieda-na-roditiel-skom-sobranii-na-tiemu-trudnosti-adaptatsii-pieriekhoda-dietiei-iz-dietskogho-sada-v-shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "194430"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427779586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства