Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в подготовительной группе «Почемучки» детского сада № 95 г. Красноярска.
Автор:
воспитатель высшей категории
коррекционной группы МБДОУ № 95
Люфт Елена Юрьевна.
В последнее время контингент детей, поступающих в логопедические группы, соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы, решаем и задачу по оздоровлению и укреплению соматического здоровья детей. Решить данную проблему помогают элементы оздоровительных мероприятий, которые используются парциально, в зависимости от структуры и сложности дефекта у ребенка с речевыми нарушениями.
В нашей группе проводятся мероприятия по оздоровлению детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Оздоровление детей идет через:
- формирование предметно-развивающей, физкультурно-оздоровительной среды:
- физкультурные уголки в группах,
- физкультурный и музыкальный зал,
-физкультурная площадка на улице,
-кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда,
-бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.
- использование системы методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья.
В группе ведется активная работа с семьями воспитанников:
- - оформляются стенды,
- - изготавливаются папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей;
- - проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии;
- - активное участие родителей в физкультурных праздниках и досугах.
Принципы, по которым строится оздоровительная работа в группе:
- Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
- Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
- Принцип длительности - применение упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
- Принцип разнообразия и новизны - подбор и применение упражнений , которые обновляются через 2-3 недели;
- Принцип умеренности - продолжительность занятий 10-15 мин.;
- Принцип цикличности - чередование нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Этапы работы:
I этап
- Изучение литературы;
- Анкетный тест - опрос родителей;
- Оценка состояния здоровья воспитанников (совместно с врачом специалистом);
- Исследование речевых нарушений(совместно с учителем-логопедом);
- Оценка физического развития и физической подготовленности детей.
II этап
- Разработка перспективного плана коррекционно – оздоровительных мероприятий с детьми в организованной образовательной и свободной деятельности;
- Разработка индивидуальных карт здоровья детей;
- Изготовление нестандартного оборудования и оформление уголка здоровья в группе;
- Организация сотрудничества со специалистами ДОУ.
III этап.
- Промежуточная диагностика и сравнение результатов;
- Корректировка планов коррекционно –оздоравливающих занятий с детьми;
- Практическая работа с детьми;
- Завершающая диагностика, анкетирование родителей, обработка полученных данных.
Формы и методы реализации оздоровительной деятельности.
1 Обеспечение здорового образа жизни:
-щадящий адаптационный режим
-гибкий режим
-индивидуальная оценка функциональных резервов организма
-пропаганда здорового образа жизни
-занятия по ОБЖ
2 Двигательная активность:
-утренняя гимнастика
-физкультурно-оздоровительные занятия
-подвижные игры
-дыхательная гимнастика
-зрительная гимнастика
-спортивные игры
-активный отдых: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья
-участие в районных спортивных мероприятиях
3 Свето-воздушные ванны:
-проветривание помещений
-сон с доступом свежего воздуха
-прогулки на свежем воздухе
-обеспечение температурного режима
-контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую)
-прием детей на улице в теплое время года
-бактерицидные лампы
4 Диетотерапия:
-рациональное питание по меню
5 Музтерапия:
-музыкально-театральная деятельность
6 Занятия с педагогом-психологом:
-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний
-коррекция поведения
7 Закаливающие процедуры:
-хождение босиком по массажным и солевым коврикам после дневного сна
-полоскание рта и горла
-контрастное обливание рук по локоть
8 Гигиенические и водные процедуры:
-умывание
-мытье рук
-игры с водой (в летний период)
9 Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил: СанПин
10 Занятия с учителем-логопедом:
-коррекция нарушений речи
Коррекционную работу с детьми ведут педагог-психолог и учитель-логопед.
Работа педагога-психолога
Цели:
развитие личности ребёнка, формирование целостного образа окружающей действительности через решение следующих задач:
- развитие познавательной сферы;
- развитие эмоционально-личностной сферы;
- развитие способностей к самоуправлению и самоконтролю;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование позитивного образа-«Я»;
- снижение уровня тревожности;
- формирование адекватной способности реагирования в ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Работа учителя – логопеда
Цели:
- Коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи).
- Коррекция неречевых процессов, сопутствующих дефектам речи (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной моторики, мелко дифференцированных движений кистей и пальцев рук).
- Подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе (психологическая и личностная готовность, запас знаний и сведений, звуко-слоговой анализ и синтез, навыки чтения и письма, тренинг в публичных ответах и выступлениях).
Задачи:
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами письма.
Развитие навыков связной речи.
Чтобы отследить динамику положительных результатов, мы проводим мониторинг соответствующих показателей. В этом году мы получили следующие результаты:
-уровень посещаемости детей повысился на 57%;
-уровень заболеваемости детей снизился на 36%;
-показатели уровня развития речи детей выросли на 42%;
-показатели положительного развития психических процессов и общего психологического здоровья составили34% .
Результаты проведенного мониторинга дают право утверждать, что использование применяемых нами мероприятий дает положительный результат в оздоровлении детей и коррекции речевых и психологических нарушений.