Использование технологии «синтез искусств» на музыкальных занятиях в доу
Использование технологии «синтез искусств» на музыкальных занятиях в доу
Синтезу искусств, как и театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Праздники и развлечения как средство углубленного восприятия музыки и других видов искусств».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии «синтез искусств» на музыкальных занятиях в доу»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД КЛИНЦЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»
КЛИНЦОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КЛИНЦОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №29 «РОДНИЧОК» Г. КЛИНЦЫ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«СИНТЕЗ ИСКУССТВ»
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
Исполнитель:
Аксененко Н.А.,
музыкальный руководитель
МБДОУ - Д/С № 29 «Родничок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНТЕЗ ИСКУССТВ»
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Синтезу искусств, как и театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Праздники и развлечения как средство углубленного восприятия музыки и других видов искусств».
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому я использую на своих занятиях технологию «Синтез искусств».
Цель применения технологии – сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном приходу весны («Пришла Весна») интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему.
Основные задачи:
Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.
Формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.
Развитие речи, обогащение активного словаря.
Обогащение положительного эмоционального опыта.
Развитие духовных качеств личности.
Обеспечение обогащённого интеллектуально – творческого развития детей.
Создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.
Синтез искусств.
Музыка
Театр
Изобразительное искусство
Литература
Одно из основных направлений работы - создание развивающей предметно-пространственной среды и интегрированного педагогического воздействия, основанного на синтезе искусств, ориентированного на эффективное личностное развитие и удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов детей.
Формы работы.
групповые и индивидуальные занятия;
интегрированные занятия;
работа с родителями в ходе внедрения технологии.
работа с воспитателями в ходе внедрения технологии.
Предполагаемые итоги реализации технологии:
1. Дети узнают жанры искусства. Имеют навыки восприятия произведений различных видов искусства.
2. Дети умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии. Выражают собственное мнение о предмете. Отвечать на вопрос: «Почему нравится?».
3. Умеют сравнивать противоположности, называть признаки. Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусства.
4. Умеют выбирать из большого количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.
Педагогические методы и приёмы.
Наглядно-слуховой метод (воспроизведение музыки с помощью ТСО, исполнительский показ).
Метод обобщения (создание целостного представления о временах года жизни растений и животных, различных аспектов жизни человека с помощью различных изобразительных средств - музыки, живописи, поэзии ).
Проблемное использование наглядно – слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий – изобразительные средства музыки, цвета).
Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).
Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении).
Осуществление социальной адаптации через культуру и искусство происходит ещё в раннем детстве, когда взрослый, находящийся рядом, поёт колыбельные песни, рассказывает сказки и произносит потешки. Ритм, мелодия, нежные прикосновения и тёплые интонации голоса дают ощущение покоя и защищённости – это первый шаг вхождения в удивительный и огромный мир.
Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.
Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Именно дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующую, школьную ступень образовательной системы. Требования, предъявляемые к современному уровню образования: развитие памяти, мышления, интеллекта, полноценное существование в современной информационно насыщенной среде определяют принципиально важное направление работы: обеспечение продуктивности образования.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей и средств, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей предусматривающего личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном саморазвитии.
Искусство существует тогда и только тогда, когда кроме творца-писателя, художника, музыканта, существует тот, кто воспринимает произведения искусства - читатель, зритель, слушатель. Поэтому, воспитать читателя, зрителя, слушателя, человека, способного воспринять духовный опыт человечества; раскрыть творческий и нравственный потенциал дошкольников – вот главная цель работы педагогов дошкольников.
Современные тенденции развития педагогической науки направлены на гуманизацию образования, поиск путей «вхождения» в личностно-ориентированное образование, что предполагает поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности. Стратегия образования указывает на создание в сознании детей целостного представления о мире, осознающего свое место в этом мире и осваивающего целостную картину мира. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии.
Эстетическая наука определяет искусство как художественное освоение мира, однако тут она сталкивается с трудностью: художественное освоение мира выступает в крайне разнообразных формах. Одни художественные творения являются словесными, другие - бессловесными, одни звучащими, другие - безмолвными, одни телесными, другие - бесплотными; одни произведения искусства обращаются к нашему зрению, другие - к слуху, третьи - к зрению и слуху одновременно. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств.
Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели и ставит современное дошкольное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребенка. Кроме того, интеграция видов искусства выступает средством эстетического развития детей дошкольного возраста. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.
Синтез - это погружение в искусство, в его различные виды.
Задачи педагога: дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.
Цели педагога: поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение.
Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление.
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.
Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности
Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.
Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ.
В процессе модернизации системы образования принципиальное значение отводится использованию в практической деятельности ДОУ различных эффективных технологий, позволяющих педагогам улучшить качество и содержание образования дошкольников. В связи с этим я ищу новые формы образовательного процесса, изменяя, таким образом, его содержание.
Одно из ведущих мест в содержании воспитательно– образовательного процесса детского сада занимает эстетическое воспитание дошкольников. Основной задачей эстетического развития личности ребенка в учреждении является ознакомление с искусством, обогащение духовного мира детей и развитие их творческих способностей в продуктивной деятельности.
Получая знания об искусстве, дети знакомятся с различными видами искусства: литературой, музыкой, живописью и различными видами театра. Благодаря этому не только осуществляется задача по обогащению духовного мира детей, но и жизнь их в детском саду наполняется яркими, необычными, интересными делами, играми, занятиями.
Процесс внедрения в практику музыкального воспитания ознакомления детей с искусством состоял несколько этапов, а сама работа с дошкольниками по данному направлению строилась следующим образом.
Знакомство с жанровым многообразием искусства.
Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (основы восприятия настроения произведений искусства, основы восприятия ритма произведений искусства, основы композиционного строения в произведениях искусства).
По данной технологии я провожу занятия 1-2 раза в месяц, а также работаю с родителями, педагогами, привлекаю их к совместной деятельности.
Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.
Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна.
Занятия могут:
носить сезонный характер: «Весна-Красна», «Наступили холода», «Краски осени» и др.
знакомить детей с чем-либо: «В пещере горного короля» (драгоценные камни, украшения);
знакомить детей с чьим- либо творчеством: «Вечер А.И.Чайковского».
К программным музыкальным произведениям подбираю поэтические строки, наиболее доступные детям, демонстрационный материал по изобразительному искусству (красочные репродукции и фотографии природы, или изображения, нарисованные педагогом, родителями детьми).
Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Примерная схема проведения занятия.
Вводная. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. Создание установки на предстоящую деятельность: заинтересовать детей, прием «путешествие» - «Мы отправляемся в гости…», который поможет создать творческую атмосферу.
Основная. Сюжетная часть со слушанием музыки, стихов, сказок, просмотром картин. В занятие часто вводится сюрпризный момент -«Волшебная шкатулка», приглашение «сказочного гостя».
Решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, творческие задания.
Заключительная. Сбалансировать эмоциональное состояние, используя для этого различные упражнения.
На занятии я использую картотеку, в которой собрано описание следующего материала:
игры (на образное ощущение колорита, по развитию речи, на составление композиций (на фланелеграфе), на развитие чувства лада, на развитие чувства метроритма и др.);
репродукции картин великих мастеров;
фотографии композиторов;
красочные фотографии природы, животных и др.;
аудиозаписи музыкальных произведений мировой классики;
видеопрезентации с различной тематикой.
Для стимуляции фантазии и творчества у детей в образовательном процессе использую такие задания и упражнения, как: «Определи, к какому портрету подходит эта музыка», «Придумай свое название картины», «Передай в движении положении рук, головы, ног, изображенного на картине человека», « Представь картину, слушая эту музыку», «Подбери знакомые стихи к картине» и т.д.
Используемые практические приемы.
Слушать музыку и иллюстрировать ее образными ритмичными движениями в такт с музыкой. Сделать движения руками. Рассмотреть картину. Показать пластический этюд. Нарисовать музыку на фланелеграфе.
Обозначить тему. Поговорить о предмете разговора. (Например: тема «Драгоценные камни». Слушание Э. Грига «В пещере горного короля». Движения, игры под музыку. Вопросы: какое настроение передает музыка?)
Музыка звучит фоном к рассматриванию картин, фотографий, предметов декоративно-прикладного искусства др.
Выбор фрагмента музыки, соответствующего ситуации радости, грусти и др.
Выбор детьми фрагмента музыки, соответствующего картине, изображению, стихотворению.
Организация выставок детского и совместного творчества.
Таким образом, за счет регулярной, систематически проводимой работы по ознакомлению с искусством в течение нескольких лет дети овладевают хорошим уровнем знаний и умений. Дети на практике умеют применить знания, полученные в процессе работы по ознакомлению с искусством. Умеют описать своими словами картину, музыкальное произведение, творчески исполняют роли в спектаклях и пластических этюдах, участвуют в выставках детского творчества.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.
Знакомство детей и родителей с мировой культурой осуществляется в музыкально-литературных кафе с различной тематикой: цикл «Времена года», «Здоровье», «Творчество А.С. Пушкина», «Творчество П.И.Чайковского»; на занятия с детьми использую фрагменты музыкальных произведений мировой классики, репродукции с картин великих мастеров, знакомлю детей с творчеством поэтов и писателей, с народным творчеством
Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы были составлен примерный тематический план (для всех групп).
Разработала занятия с применением элементов технологии.
Составила картотеку упражнений.
Провожу занятия, развлечения с применением технологии.
Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии технологии «Синтез искусств» на процесс музыкального воспитания.
ЛИТЕРАТУРА.
О.А.Куревина Методические рекомендации «Путешествие в прекрасное».
О.П.Радынова «Музыкальные шедевры».
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду .
Костина Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников (сайт Интернета).