kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4-5 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника - система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспраизведение информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4-5 лет"»

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4–5 лет.


В настоящее время все чаще у детей дошкольного возраста наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.

В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствования методов и приемов, развития речи детей. Одним из таких направлений является технология мнемотехники. Данная технология применяется, для того, чтобы выработать навык грамотной обработки информации, а также развивать речь без умственного и нервного напряжения.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Наиболее трудный вид монологической речи - это описание. Здесь поможет мнемотехника.

Например, чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.

2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.

3. Привести пример описания.

4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Успешность составления рассказа - описания зависит не только от уровня речевой подготовленности, но и от умения ребенка выделять наиболее существенные признаки объекта.

В средней группе мы постепенно подводим детей к составлению небольших самостоятельных рассказов – описаний и продолжаем обучать детей пересказу литературных произведений.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз.

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Т. е. алгоритм работы по пересказу литературного произведения, следующий:

- Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

- Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

- Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

- Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

- Коллективный пересказ.

- Самостоятельный пересказ текста.

- Анализ самостоятельных пересказов детей.

Огромную роль в речевом развитии ребенка играет поэзия. Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В среднем возрасте увеличивается объем стихотворения. Они становятся более сложными по содержанию и форме.

Принцип построения мнемотаблицы для заучивания стихов остается прежним, но картинки также становятся более схематичными, не всегда цветными, и зачастую предложенными детьми. Заучивания стихов с использованием мнемотехники происходит по следующему алгоритму

Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:

1. Выразительно прочитать стихотворение.

2. Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.

3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Таким образом, применение технологии мнемотехники в среднем возрасте приводит к накапливанию определенного запаса слов, который содержит все части речи; к овладению ребенком основными грамматическими формами. Развиваются сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных. В речи отражаются различные связи, выраженные через союзы.

Происходит совершенствование диалогической и монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и начальными элементами творческого рассказа. Можно сказать, что Использование мнемотехники является одним из самых эффективных методических приемов при формировании связной речи дошкольников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4-5 лет"

Автор: Осипенкова Ирина Станиславна

Дата: 05.12.2024

Номер свидетельства: 660989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Мнемотехника как прием в обучении дошкольников связной речи"
    ["seo_title"] => string(69) "mniemotiekhnika_kak_priiem_v_obuchienii_doshkol_nikov_sviaznoi_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "375106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483450986"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Инновационные технологии: Использование мнемотехники в совместной деятельности педагога и детей "
    ["seo_title"] => string(112) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-ispol-zovaniie-mniemotiekhniki-v-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-piedaghogha-i-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "120662"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413772460"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "«Развитие связной речи посредством мнемотехники»"
    ["seo_title"] => string(49) "razvitie_sviaznoi_rechi_posredstvom_mnemotekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "486432"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542626311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства