kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие связной речи посредством мнемотехники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

В начале учебного года я выбрала тему ««Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» для самообразования.

Причиной выбора данной темы были многочисленные жалобы родителей на плохую память детей. Проблема снижения памяти чаще всего заключается в том, что у детей с ОНР не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Я поставила перед собой задачу научить своих воспитанников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила использовать прием мнемотехникиМнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволило им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – условно-наглядная схема должна быть изображена так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы я использовала:

при обучении составлению описательных и творческих рассказов ;при заучивании стихов; при обучении пересказу художественной литературы.

Обучение рассказыванию

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала, выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь нам оказывали мнемотаблицы.

Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состояло из трех этапов

рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

рассказ по заданной теме (сначала с помощью, а затем – самостоятельно).

Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить этот процесс в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Суть мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе дети с большим трудом запоминали даже самые маленькие четверостишия, но в дальнейшем объем запоминаемой информации значительно увеличился.

При ознакомлении с художественной литературой мы вместе с детьми беседовали по тексту, рассматривали иллюстрации и отслеживали последовательность заранее приготовленной схемы к данному произведению.

Я обратила внимание, что если пересказывать текст с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание они уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений, а не на автоматическом заучивании предложенного материала.

Начинала работу от простого к сложному. Иногда использовала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, стихотворению или загадке.

Использование данной технологии в работе показало устойчивые результаты обучения и развития моих воспитанников. На практике я увидела, что постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие связной речи посредством мнемотехники»»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

В начале учебного года я выбрала тему ««Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» для самообразования.

Причиной выбора данной темы были многочисленные жалобы родителей на плохую память детей. Проблема снижения памяти чаще всего заключается в том, что у детей с ОНР не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Я поставила перед собой задачу научить своих воспитанников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила использовать прием мнемотехникиМнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволило им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – условно-наглядная схема должна быть изображена так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы я использовала:

при обучении составлению описательных и творческих рассказов ;при заучивании стихов; при обучении пересказу художественной литературы.

Обучение рассказыванию

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала, выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь нам оказывали мнемотаблицы.

Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состояло из трех этапов

рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

рассказ по заданной теме (сначала с помощью, а затем – самостоятельно).

Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить этот процесс в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Суть мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе дети с большим трудом запоминали даже самые маленькие четверостишия, но в дальнейшем объем запоминаемой информации значительно увеличился.

При ознакомлении с художественной литературой мы вместе с детьми беседовали по тексту, рассматривали иллюстрации и отслеживали последовательность заранее приготовленной схемы к данному произведению.

Я обратила внимание, что если пересказывать текст с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание они уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений, а не на автоматическом заучивании предложенного материала.

Начинала работу от простого к сложному. Иногда использовала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, стихотворению или загадке.

Использование данной технологии в работе показало устойчивые результаты обучения и развития моих воспитанников. На практике я увидела, что постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Развитие связной речи посредством мнемотехники»

Автор: Демченко Татьяна Ивановна

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Самоанализ по самообразованию на тему: «Развитие связной речи посредством мнемотехники»"
    ["seo_title"] => string(80) "samoanaliz_po_samoobrazovaniiu_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_posredstvom_mnemo"
    ["file_id"] => string(6) "501354"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1551086110"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства