kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает ходить и говорить. Мир природы волнует его, будит воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Проблемы экологического воспитания волнуют многих. Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. И, чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.

Природа – это чудо, великолепие. Она учит детей образному мышлению, наблюдательности, развивает внимание, творчество, умение быть добрым и ласковым. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые – должны только помочь ребенку.

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает ходить и говорить. Мир природы волнует его, будит воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».

В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребенка, а лиши тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

В связи с этим к выбору книги для чтения детям нужно относиться очень серьёзно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, а так же других писателей и поэтов: С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем, за пределами программы остаётся ещё много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирёва, и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу, приучать детей к красивому слову.

Как прекрасны строки Есенина в стихотворении «Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


А у Пушкина в «Зимнем утре»


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


И у Тютчева в «Весенней грозе»


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.



Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребенок узнаёт из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкого. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне».

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к природе, к родному краю, к родине.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

Для слушания книги в первой младшей группе рекомендуется разделять детей на подгруппы, а во второй младшей группе можно читать всем детям сразу. Перед началом чтения необходимо заранее приготовить иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации, картину, игрушки и т. д.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения и уточнения представлений детей о природе, углубления их. Пред чтением можно обратиться к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, - обратиться к ребятам после наблюдения за одуванчиками – послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читаем рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше понять его.

В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей, применяются разнообразные методы и приёмы.

Наиболее интересные:

  • Широкое применение ИКТ

  • Проектная деятельность

  • Организация кружковой работы по экспериментированию

  • Экологические экскурсии

  • Экологические викторины и конкурсы

  • Экологические игры (дидактические, настольные, речевые)

  • Экологические выставки

  • Неделя доброты

  • Конкурс чтецов

  • Совместные мероприятия детей и родителей

  • Чтение экологических сказок

Наиболее актуальным и эффективным методом экологического воспитания является проектная деятельность.

Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазии., дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чупрына Анна Евгеньевна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) ""Использование художественных произведений в формирование экологической культуры детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_khudozhestvennykh_proizvedenii_v_formirovanie_ekologicheskoi_kultur"
    ["file_id"] => string(6) "537743"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1580233674"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Педагогическая статья "Ребенок и природа" "
    ["seo_title"] => string(48) "piedaghoghichieskaia-stat-ia-riebienok-i-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "228705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441464288"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Консультация для воспитателей детских садов.  Методы работы со сказкой."
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiiadliavospitatielieidietskikhsadovmietodyrabotysoskazkoi"
    ["file_id"] => string(6) "290575"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454986385"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Педагогический проект «Обитатели водоемов» в средней группе"
    ["seo_title"] => string(69) "piedaghoghichieskii_proiekt_obitatieli_vodoiemov_v_sriedniei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "423594"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498973873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства