Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает ходить и говорить. Мир природы волнует его, будит воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Проблемы экологического воспитания волнуют многих. Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. И, чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Природа – это чудо, великолепие. Она учит детей образному мышлению, наблюдательности, развивает внимание, творчество, умение быть добрым и ласковым. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые – должны только помочь ребенку.
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает ходить и говорить. Мир природы волнует его, будит воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребенка, а лиши тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
В связи с этим к выбору книги для чтения детям нужно относиться очень серьёзно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, а так же других писателей и поэтов: С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем, за пределами программы остаётся ещё много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирёва, и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу, приучать детей к красивому слову.
Как прекрасны строки Есенина в стихотворении «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
А у Пушкина в «Зимнем утре»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
И у Тютчева в «Весенней грозе»
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребенок узнаёт из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкого. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне».
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к природе, к родному краю, к родине.
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
Для слушания книги в первой младшей группе рекомендуется разделять детей на подгруппы, а во второй младшей группе можно читать всем детям сразу. Перед началом чтения необходимо заранее приготовить иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации, картину, игрушки и т. д.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения и уточнения представлений детей о природе, углубления их. Пред чтением можно обратиться к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, - обратиться к ребятам после наблюдения за одуванчиками – послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читаем рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше понять его.
В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей, применяются разнообразные методы и приёмы.
Наиболее интересные:
Широкое применение ИКТ
Проектная деятельность
Организация кружковой работы по экспериментированию
Экологические экскурсии
Экологические викторины и конкурсы
Экологические игры (дидактические, настольные, речевые)
Экологические выставки
Неделя доброты
Конкурс чтецов
Совместные мероприятия детей и родителей
Чтение экологических сказок
Наиболее актуальным и эффективным методом экологического воспитания является проектная деятельность.
Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазии., дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.