Консультация для воспитателей детских садов. Методы работы со сказкой.
Консультация для воспитателей детских садов. Методы работы со сказкой.
Консультация для воспитателей детских садов.
Методы работы со сказкой.
Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов и дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первое представление времени и пространств, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Джари Родари, а в дальнейшем большинство авторов направление Триз совершенно справедливо утверждают следующее: существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы в этом легко убеждаемся, Рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над золушкой, как тяжело жилось Иванушке Дурочку и тому подобное. Поскольку сказки, ровно как многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе неполного дошкольного воспитания для развития детей была разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.
1.Нравственный урок
Воспитание добрых чувств
Речевая зарядка
Развитие мышления и воображения
Сказка и математика
Сказка -экология
сказка развивая круги
Вполне понятно, что предполагаемые 7 разделов, заложенные в данную систему выбраны условно и не претендуют на полноту, использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть больше. Причем несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первой, главный план одну из поставленных проблем, а остальные остаются второстепенны, сопутвовавшие. Таким образом схема лишь модель, образец, на котором обрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармонического развития детей.
Данная методика предлагает подойти к использованию сказочного материала не традиционно, взяв за основу наследия Джари Родари и рекомендации авторов Альтшуллер, Шустерман и др.
Нетрадиционная - это значит научить детей оригинально, непривычно, по своему не только содержать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки. Смешивать несколько сюжетов в один во первых для чего необходим нравственный урок, и вправду он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к тексу. А при этом подходе с использование «Триз» он берет на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное ему пояснение. В чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душу, в его сознание. Не зря существует поговорка Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю ребенка возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало. Здоровое в своей основе конструктивная идея : все можно улучшить, усовершенствовать, и сменит для блага людей - должна стать творческим девизом для детей. Следующий из 7 разделов раздел Воспитание добрых чувств. Нет необходимости не убеждать важности неустановленной проблемы: Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным в окружающем мире, дети любят героев, они им становятся родные, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. только нужно тактично направлять мысли и чувства малышей в нужное русло.
Прежде чем давать новые советы, хочется привести высказывание о доброте выдающегося педагога современности Аммунашвили : «Есть другое важное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство.» Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитание. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то на воспитание на уважение к старшим. Личность целостна. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобщая « Спеши творить добро». В этом латинском призыве сохранены именно общечеловеческие чувства доброты»
Возвращаясь к сказкам отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты. Из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на поддельчивость, или на сопереживание, в этой связи и следует обратить внимание на значимую нравственно плановую моментом, а именно на то, что:
Учит детей сравнивать, сопоставлять. Формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
Ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; - упражняет детей в синхронном выражении чувств и их телодвижение, обеспечивая значительно более глубоко сопереживание действие и поступков героев. К примеру: докажи, что Аленка лучше всех « Кого тебе жалко в этой сказке?
Как бы ты поступил на месте »
Нередко здесь используется «тризовская» игра «хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явление -значит сделать еще 1 шаг к формированию доброты, пусть пока на уровне представления.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений воспитания правильной устной речи. Если говорит традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связанных, логичной речи. На решение этих проблем направленных на раздел речевая зарядка. Кроме спонтанного формирование устной речи требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеют конструирование слов, словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово».Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например: Из ряда слов: Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово, (избушка) В полнее понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление. В следующем существенным моментом в схеме является рубрика « развитие мышления и воображения». Воображение очень важно и полезна для дошкольника.Оно делает его жизнь индивидуально творческой, неповторимой нестандартной. Значительная часть предлагаемых «тризовских» методов достаточно подробно описаны ниже. Очень хорошо когда есть «волшебная палочка». Вначале воспитатель оперирует ею в различных ситуациях, помогает колобку стать невидимкой или наоборот стать великаном ит.д.А затем обученный владению «Волшебной палочки», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро,фантазирует, развивает собственное воображение.
Нельзя не отметить метод аналогий. Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего взрослого человека. Теперь о связи сказки с математикой. Не случайно еще Ушинский отмечал, что у хорошего учителя Урок сельского хозяйства или домашней экономики. Тем более, когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. В рубрике сказка и математика находят место необычно математические знания, требующие от ребенка смекалки, умение устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. В значительной место в этой рубрике отведена как всегда преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка, или считалка или задачка с числами или рифмованная точка с цыфрами. Одна из важнейших задач стоящих сегодня на повестке дня - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего детства. При чем долгой основой служит знание дошкольников об окружающей нас природе. Сказка сама предсказывает какой же вопрос или задание дать детям дать в рубрике «сказка экология.» Так говоря об природе важно не опустить объяснение эволюции. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу т.е. отворение в данном случае от варения до семени. Для нас это кажется предельным ясно, а детям помогает понимание найти того, что в природе все взаимосвязано.
Рубрика сказка развивает руки мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится когда я слушаю — узнаю, когда делаю - запоминаю. Детям предлагается что-то сделать, вырезать, изобразить сказку схематично т. д.О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.
Нет пределам направлениям при сочинении сказок. Важно вовремя обратить внимание и не опоздать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей детских садов. Методы работы со сказкой.»
Консультация для воспитателей детских садов.
Методы работы со сказкой.
Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов и дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первое представление времени и пространств, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло . Удивительный сказочник Джари Родари, а в дальнейшем большинство авторов направление Триз совершенно справедливо утверждают следующее: существует много сказок жестоких , несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы в этом легко убеждаемся, Рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над золушкой, как тяжело жилось Иванушке Дурочку и тому подобное. Поскольку сказки, ровно как многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе неполного дошкольного воспитания для развития детей была разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом. 1.Нравственный урок
Воспитание добрых чувств
Речевая зарядка
Развитие мышления и воображения
Сказка и математика
Сказка -экология
сказка развивая круги
Вполне понятно, что предполагаемые 7 разделов, заложенные в данную систему выбраны условно и не претендуют на полноту, использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть больше. Причем несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первой, главный план одну из поставленных проблем, а остальные остаются второстепенны, сопутвовавшие. Таким образом схема лишь модель, образец, на котором обрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармонического развития детей.
Данная методика предлагает подойти к использованию сказочного материала не традиционно, взяв за основу наследия Джари Родари и рекомендации авторов Альтшуллер, Шустерман и др.
Нетрадиционная - это значит научить детей оригинально, непривычно, по своему не только содержать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки. Смешивать несколько сюжетов в один во первых для чего необходим нравственный урок, и вправду он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к тексу . А при этом подходе с использование «Триз» он берет на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное ему пояснение . В чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душу, в его сознание. Не зря существует поговорка Сказка ложь да в ней намек - добрым молодцам урок. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю ребенка возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало. Здоровое в своей основе конструктивная идея : все можно улучшить, усовершенствовать, и сменит для блага людей - должна стать творческим девизом для детей. Следующий из 7 разделов раздел Воспитание добрых чувств. Нет необходимости не убеждать важности неустановленной проблемы: Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным в окружающем мире, дети любят героев, они им становятся родные, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. только нужно тактично направлять мысли и чувства малышей в нужное русло.
Прежде чем давать новые советы, хочется привести высказывание о доброте выдающегося педагога современности Аммунашвили : «Есть другое важное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство.» Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитание. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то на воспитание на уважение к старшим . Личность целостна. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобщая « Спеши творить добро» . В этом латинском призыве сохранены именно общечеловеческие чувства доброты»
Возвращаясь к сказкам отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты. Из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность , или на поддельчивость, или на сопереживание, в этой связи и следует обратить внимание на значимую нравственно плановую моментом, а именно на то, что:
Учит детей сравнивать, сопоставлять. Формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
Ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; - упражняет детей в синхронном выражении чувств и их телодвижение, обеспечивая значительно более глубоко сопереживание действие и поступков героев. К примеру: докажи, что Аленка лучше всех « Кого тебе жалко в этой сказке?
Как бы ты поступил на месте »
Нередко здесь используется «тризовская» игра «хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явление -значит сделать еще 1 шаг к формированию доброты, пусть пока на уровне представления.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений воспитания правильной устной речи. Если говорит традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связанных, логичной речи. На решение этих проблем направленных на раздел речевая зарядка. Кроме спонтанного формирование устной речи требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеют конструирование слов, словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово» .Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например: Из ряда слов: Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово, (избушка) В полнее понятно , что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление. В следующем существенным моментом в схеме является рубрика « развитие мышления и воображения» . Воображение очень важно и полезна для дошкольника .Оно делает его жизнь индивидуально творческой, неповторимой нестандартной. Значительная часть предлагаемых «тризовских» методов достаточно подробно описаны ниже. Очень хорошо когда есть «волшебная палочка». Вначале воспитатель оперирует ею в различных ситуациях, помогает колобку стать невидимкой или наоборот стать великаном ит.д.А затем обученный владению «Волшебной палочки», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро ,фантазирует, развивает собственное воображение.
Нельзя не отметить метод аналогий. Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего взрослого человека. Теперь о связи сказки с математикой. Не случайно еще Ушинский отмечал, что у хорошего учителя Урок сельского хозяйства или домашней экономики. Тем более, когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. В рубрике сказка и математика находят место необычно математические знания, требующие от ребенка смекалки, умение устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. В значительной место в этой рубрике отведена как всегда преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка, или считалка или задачка с числами или рифмованная точка с цыфрами. Одна из важнейших задач стоящих сегодня на повестке дня - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего детства. При чем долгой основой служит знание дошкольников об окружающей нас природе. Сказка сама предсказывает какой же вопрос или задание дать детям дать в рубрике «сказка экология.» Так говоря об природе важно не опустить объяснение эволюции . Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу т.е. отворение в данном случае от варения до семени. Для нас это кажется предельным ясно, а детям помогает понимание найти того, что в природе все взаимосвязано.
Рубрика сказка развивает руки мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится когда я слушаю — узнаю, когда делаю - запоминаю. Детям предлагается что-то сделать, вырезать, изобразить сказку схематично т. д.О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.
Нет пределам направлениям при сочинении сказок. Важно вовремя обратить внимание и не опоздать.