"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"
"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"
Происхождение сказок
Один из глубоких и основательных теоретиков сказки наш соотечественник В.Я. Пропп писал: "Общий вопрос: откуда происходит сказка - в целом не разрешен: подобно потому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы - сходства сказок по всему земному шару. Как объяснить сходство сказки о царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке у краснокожих и в Новой Зеландии, причем исторического общения народов доказано быть не может?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста" »
"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"
Происхождение сказок
Один из глубоких и основательных теоретиков сказки наш соотечественник В.Я. Пропп писал: "Общий вопрос: откуда происходит сказка - в целом не разрешен: подобно потому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы - сходства сказок по всему земному шару. Как объяснить сходство сказки о царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке у краснокожих и в Новой Зеландии, причем исторического общения народов доказано быть не может?"
В этом плане любопытная точка зрения финских фольклористов А. Аарне и К. Крона, предлагающих выделить "первичный" вариант сказки на основе анализа сказок со сходными мотивами.
Немецкий философ, критик, эстетик И. Гердер видел в сказках символическое отражение древних забытых верований.
Проблема общечеловеческой идентичности сказочных сюжетов, поставленная В.Я. Проппом, остается ключевой для гуманитарного знания XXI века. Традиции отечественной фольклористики (А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский), сумевшие существенно продвинуть вперед историческое, лингвистическое и этнографическое понимание этого жанра словесного творчества, позволяют представить сказку мощным источником познавательного, эмоционального и нравственного развития человека. Сказка как мировоззренческий опыт общности, народности, человечества есть важный этап индивидуального развития.
Методика работы со сказкой
Отбор литературного материала.
В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.
Направления в работе
Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой
Познавательное развитие
Социальное развитие
Физическое развитие
Развитие творческого воображения
Формы организации
Предлагаю следующие формы организации:
игровые занятия;
комплексные занятия;
самостоятельная игровая деятельность детей;
самостоятельная продуктивная деятельность детей;
экскурсии;
встречи с интересными людьми;
праздники.
Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую:
элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;
моделирование сказочных сюжетов;
творческие задания;
пластические игры и упражнения;
элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.
Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.