Использование игровых методов при обучении продуктивной деятельности детей 2 – 4 лет
Использование игровых методов при обучении продуктивной деятельности детей 2 – 4 лет
Одна из основных задач – предоставление детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Одним из путей достижения данной цели является использование при обучении детей игровых методов и приёмов. Воспитатели часто прибегают к такому игровому приёму, как приход в гости к детям, того или иного персонажа. Другой приём – перевоплощение в те или иные образы: при рисовании фруктовых деревьев – в садовников, при создании изображений по мотивам народного декоративно – прикладного искусства – в народных мастеров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых методов при обучении продуктивной деятельности детей 2 – 4 лет »
Использование игровых методов при обучении продуктивной деятельности детей 2 – 4 лет
Обучать детей дошкольного возраста, надо играя. Поэтому в своей работе воспитатели должны стремиться, максимально использовать игровые методы и приёмы.
Отличительной особенностью этих методов является то, что они построены с учётом развития сюжетно – ролевой игры и представляют собой определённую дидактическую систему.
Одна из основных задач – предоставление детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми, как в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно исключать принуждение.
Одним из путей достижения данной цели является использование при обучении детей игровых методов и приёмов. В настоящее время разработано много игровых методов и приёмов обучения, но эффективны ли они?
Воспитатели часто прибегают к такому игровому приёму, как приход в гости к детям, того или иного персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, что к ним кто – то пришёл. Малыши 2 – 3 лет с неподдельным интересом относятся к приходу героя, но для старших детей, такой приём не только не эффективен, но и способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку.
Другой приём – перевоплощение в те или иные образы: при рисовании фруктовых деревьев – в садовников, при создании изображений по мотивам народного декоративно – прикладного искусства – в народных мастеров. Такой приём является педагогически неверным, так как он содержит требование разыграть заданный взрослыми сюжет, не способствует обогащению содержания игровой роли.
Согласно исследованиям, проведённым Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, с двух до семи лет, дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно – ролевой игры:
Предметно – действенный способ – на этапе раннего и младшего дошкольного возраста;
Ролевой способ – в среднем дошкольном возрасте;
Сюжетосложение – условно можно отнести к старшему дошкольному возрасту.
Игровые методы и приёмы должны соответствовать способам построения сюжетно – ролевой игры детей данного возраста.
В младшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатать машину, разгрузить или загрузить её, покормить куклу, уложить её спать и так далее). Следовательно, при обучении младших дошкольников в игровые методы и приёмы, должны использоваться с учётом развития игровых действий ребенка, а также с прямым их выполнением в процесс обучения: нарисовал дорогу, а затем «поехал» по ней на маленькой игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из глины или пластилина печенье – «покормил» игрушку, которая находится рядом.
Учёные установили, что решающую роль в приятии или неприятии ребенком учебной задачи играют мотивы – то, ради чего осуществляется деятельность.
Мотивы определяют не только принятие задачи и приобретение ею актуального смысла для ребенка, но и динамическую характеристику выполняемого действия, то количество энергии, которое ребенок готов на него затратить. И так, для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю надо провести специальную работу, направленную вначале на формирование игровой мотивации, а затем на постановку игровой и учебной задачи.
Проведенные психолого – педагогические исследования убедительно показывают, что дети дошкольного возраста достаточно чётко отличают игру от трудовой и учебной деятельности. Вторжение в сферу игры ребенка – дело тонкое и деликатное. Чтобы дети поверили педагогу, что он действительно будет с ними играть, педагогу следует самому осуществить переход из одной деятельности в другую, принять позицию равного с ребенком партнёра.
В работе с детьми 3 – 4 лет необходимо:
Одушевлять игрового персонажа, который на занятии будет выступать в качестве партнёра ребенка при выполнении задания и в последующей игре;
Использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры, по окончанию занятий, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению;
Осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами – заместителями и многое другое.
В пособии Т.Н. Дороновой и С.П. Якобсон показано, как может быть выполнена эта работа. Здесь используется одушевление изобразительных материалов: кисти, которыми рисуют дети, превращаются в девочек – кисточек. Игровая мотивация особенно эффективна, если ребёнок действует с игрушкой, занявшей определенное место в мире его переживаний, но для этого работа по одушевлению игрушки должна проводиться заранее, в процессе сюжетно – ролевой игры. Для побуждения детей к более сложным способам построения игры предлагается следующий приём. К моменту окончания работы большинством детей воспитатель голосом имитирует телефонный звонок и начинает разговор с мамой – зайчихой. Обращаясь к детям, педагог говорит, что мама – зайчиха просит их взять чашки, стаканы или мисочки, налить в них молоко, подогреть и дать зайчатам. А потом поиграть с зайчатами.
Если выполнение предложенных игровых действий вызывает у детей трудности, воспитатель показывает, что нужно делать с помощью предметов – заменителей (кубиков, кеглей, цилиндров – «налить молоко» в цилиндр, «подогреть» его на кубике или другом замещающем плиту предмете и так далее) или без них.
Для того, чтобы у детей младшего дошкольного возраста возникло желание выполнить учебное задание, воспитатель очень кратко, но достаточно убедительно рассказывает им вымышленную историю о нуждах и заботах каких – либо игровых персонажей (зайчиков, кукол) и побуждает детей помочь им. При этом следует учитывать, что ребенок этого возраста готов помогать не вообще, а только конкретному персонажу, обратившемуся за содействием лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить свою игрушку, которой он будет помогать. Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя действовали одни и те же герои. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними событиям. Использование таких рассказов для выполнения заданий предполагает наличие в группе достаточного количества мелких игрушек. Воспитатель может использовать и других зверюшек – белок, мышат, ежат, придумать другие, свои рассказы.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}