Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы работы с родителями в ДОУ с учетом требований ФГОС.»
Кринько Наталья Валерьевна , воспитатель МБДОУ№23 Инновационные формы работы с родителями в ДОУ с учетом требований ФГОС. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса ,при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей.
Для достижения данной цели, я работаю над решением следующих задач:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Инновационные формы работы с родителями, которые я использую в своей работе:
Родительские уроки.
Участвуя в родительских уроках, дети получают новый положительный опыт, а родителя являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Совместные проекты.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению с комнатными растениями. Они собирали информацию о комнатных растениях, приносили растения в группу, делали фотографии, изготавливали поделки по данной теме, рисовали вместе с детьми рисунки. Затем создается совместный проект и представляется на общем собрании.
Совместные проекты роль взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности детей, помочь найти информацию по теме, создать развивающую среду.
Родительское собрание.
Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео.
Совместные праздники. . Самым любимым видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. особое удовольствие приносит детям, когда родители погружаются в мир детского праздника.
Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Выставки – коллекции. Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции.
Совместно с родителями к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был организован мини – музей. Эта форма способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.
Ко дню матери в группе проводится выставка стенгазет «Моя мама лучшая на свете».
Здоровые дети - надёжное будущее.
В физкультурно-оздоровительные мероприятия включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками игровых тренажеров, атрибутов для игры для детей. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Моя семья.
В этот день родители разных профессий приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Так нас посетил папа- полицейский, бабушка- педаитр, а преподаватель университета пригласил нас к себе на экскурсию . Воспитываем уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Дни добрых дел.
Пропаганда добра, милосердия, любви к природе у детей дошкольного возраста.
Так же в нашем ДОУ есть день «Весенняя неделя добра», которая проводится раз в год, родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, готовят игрушки своими руками для детей – сирот.
Ежемесячно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.
Родительская почта.
В нашей группе существует «Сундучок-доверия».В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.
Традиционные акции
Экологические: «Покормите птиц зимой!», «Город-чистюля»
В педагогической практике мною используются различные виды наглядности:
уголок для родителей,в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
Папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность»,
Ежемесячно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.
Родительская почта.В нашей группе существует «Сундучок-доверия».В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.
Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.