Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента (интеграционные программы), методы оценки образовательного результата. Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФОП
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в дошкольном образовании»
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом инновационная технология - это методика и процесс создания чего либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности.
Цель внедрения инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ:
– улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива;
– формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).
Инновационный процесс — это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние. Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента (интеграционные программы), методы оценки образовательного результата. Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФОП
Проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование:
отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные);
негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОУ
– нежелание совместной работы в условиях инноваций (возникает между молодыми и опытными педагогами)
– отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационного процесса. Какие бы проблемы не возникали бы при инновационных процессах они все равно внедряются.
Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ».
Рассмотрим вкратце сущность каждой технологии, что они из себя представляют и какие цели преследуют.
Здоровьесберегающие технологии — это технологии, используемые для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. К ним относятся: пальчиковая и артикуляционная гимнастики, закаливание, психогимнастика и пр.
Целью здоровьесберегающих технологий является предоставление ребенку возможности сохранять здоровье, развивать необходимые знания и навыки для формирования основ ведения здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья - стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, кинезиологические упражнения
Технологии обучения здоровому образу жизни - физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж.
Коррекционные технологии -арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Технологии проектной деятельности. Цель данной технологии развивать и обогащать общественный и личный опыт путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия в процессе реализации какого-либо проекта. Педагоги, которые активно используют проектные технологии в воспитании и обучении дошкольников, единогласно отмечают, что организованная таким образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих воспитанников, а также проникать во внутренний мир ребенка. Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. Ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса.
Технология исследовательской деятельности.Цель исследований в детском саду — сформировать основные навыки детей дошкольного возраста к исследовательскому типу мышления. Исследования проводятся на различные интересующие детей темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей ребенку лучше понять явления и процессы окружающей действительности.
Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и ДОУ для реализации имеющихся природных потенциалов ребенка. Основа личностно- ориентированного образования - понимание и взаимопонимание. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка, Технология портфолио дошкольника Цель использования данной технологии заключается в сборе всех достижений субъекта воспитательно-образовательного процесса в единое целое и представление таким образом тенденции результатов образования.Основной смысл портфолио показать все на что способен ребенок. Портфолио имеет свою структуру и состоит из нескольких разделов. Технология портфолио дошкольника – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения при применении данной технологии во взаимодействии «педагог-ребенок-родители»
Игровые технологии.Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования. В свете федерального государственного образовательного стандарта личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.Игры имеют много познавательных, обучающих функций. В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры.
Виды игровых технологий:
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
По характеру педагогическогопроцесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), которая фокусируется на творчестве. ТРИЗ преподносит сложный материал в легкой и доступной форме для ребенка. Дети познают мир через сказки и повседневные ситуации. Целью использования этой технологии в детском саду является развитие таких качеств как мышления, гибкость, мобильность, системность, диалектика; поисковая деятельность, стремление к новизне; речевое и творческое воображение. Основным критерием в работе с детьми с данной технологией является разборчивость и простота в представлении информации и упрощение в постановке сложной, на первый взгляд, ситуации.
Практическая часть:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«Путешествие по телу»
- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (предложить викторину )
Интеллектуальная игра для дошкольников «Хочу все знать!».
Задание 1. Знатоки сказок
-Я начну, а вы заканчивайте,Только в рифму отвечайте!
В сказке лошадь не простая:
Чудо – грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек,
По прозванью (горбунок)
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался (колобок)
-Враг людей и враг зверей
Злой разбойник (Бармалей)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор (Айболит)
Вопросы на смекалку, сообразительность.
Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться восемь таких же сарделек? (6 минут) .
Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегорели. Сделать вам нужно самую малость: сказать, сколько ламп осталось? (пять) .
Сколько всего пальцев у человека? (20. По 5 на каждой руке, по 5 на каждой ноге)
Кто автор сказок «Репка», «Колобок», «Теремок»? (русский народ) .
Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково) .
Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (никому, петух яиц не несет)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет говорить) .
На какое дерево, ворона села в дождь? (мокрое)
Что можно видеть с закрытыми глазами? Сны
Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? Переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)
В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? В феврале