Цель. Учить детей находить предметы заданной формы и величины; закреплять понятия «под», «над», «рядом», «навстречу друг другу».
Демонстрационный материал. Картинка, на которой изображены 2 кома (большой и маленький), 2 пары лыж и палок (длинные и короткие), 2 снеговика (высокий и низкий; на высоком снеговике широкий шарф, на низком снеговике — узкий).
Раздаточный материал. Геометрические фигуры (2 большие и 1 маленькая: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
Возраст: 5-6 лет
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Назови предмет: большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий». Дети называют предметы по демонстрационной картине, на которой изображены 2 кома (большой и маленький), 2 пары лыж и палок (длинные и короткие), 2 снеговика (высокий и низкий; на высоком снеговике широкий шарф, на низком снеговике — узкий).
Основная часть
Дефектолог. Одинаковые ли по размеру снеговики? (Нет, они разного размера.)
— Как это можно проверить?
— Найдите высокие и низкие предметы в нашем окружении.
Работа с раздаточным материалом
У каждого ребенка геометрические фигуры: 2 большие и 1 маленькая (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
Дефектолог. По какому признаку можно сгруппировать эти фигуры? (По форме.)
Дети группируют фигуры.
— Сколько групп получилось? (Пять.)
— Назовите фигуры в первой (второй... пятой) группах.
— Перемешайте все фигуры.
— По какому другому признаку можно разделить эти фигуры на три группы? (По размеру.)
— Какие по форме фигуры в каждой группе? (В каждой группе по одному кругу, треугольнику, квадрату, прямоугольнику, овалу.)
— Сравните по размеру три треугольника (круга, квадрата, прямоугольника, овала).
— Какой размер имеют эти три фигуры? (Два больших треугольника и один маленький.)
— Как это проверить? (Наложить.)
— Покажите два больших треугольника.
— Какого они размера?
— Что можно сказать про размер таких фигур? (Они одинаковые по размеру.)
Физкультминутка
Имитация движений: игра в снежки (большие — маленькие), катание комов для снеговика.
Игра «Под, над, рядом»
— Что может стоять (лежать) под кроватью (столом, стулом, шкафом)?
— Что может висеть над кроватью (столом, стулом, шкафом)?
— Что может висеть (лежать) рядом с кроватью (комодом, ящиком, тумбочкой, столом)?
Игра «Навстречу друг другу»
Два ребенка встают лицом друг к другу в разных концах групповой комнаты. Дефектолог предлагает им медленно подойти друг к другу. Дети идут навстречу друг другу. Затем педагог предлагает им повернуться спиной друг к другу и пойти в разные стороны.
Дефектолог. Навстречу ли друг другу идут Коля и Вася? (Нет, не навстречу.)