Дефектолог показывает детям Незнайку, который пришел к ним в гости. Предлагает Незнайке поиграть с мячом:
— Я буду бросать мяч, а ты говори, в какую сторону я бросила.
Или вызывает одного ребенка, который хочет поиграть с Незнайкой в мяч. Ребенок подбрасывает мяч вверх. Дефектолог спрашивает, куда бросили мяч. Незнайка в затруднении. Педагог предлагает детям помочь Незнайке. Добивается употребления пространственных терминов (вверх, вниз).
Незнайка увидел флажки и захотел помахать ими. Вызывается один ребенок, который будет говорить, в какую сторону Незнайка махнул флажком (вправо, влево). Дефектолог спрашивает у ребенка, как он догадался об этом (вправо — так как здесь правая рука). Если ребенок не может объяснить, то это делает дефектолог.
Для воспитателя.
Провести во время прогулки игры с мячом.
«Вверх—вниз». Воспитатель просит детей назвать направление, в котором он бросит мяч: вверх или вниз. Когда дети освоят игру, можно попросить детей по очереди бросать мяч.
«Вперед—назад». Дети становятся полукругом, держат в руках скакалки. Воспитатель говорит «вперед» — дети прыгают через скакалку вперед. То же самое назад. Если кто-то из детей не умеет прыгать через скакалку, достаточно перебрасывать ее вперед—назад. Сначала воспитатель сам показывает, как играть.
«Шаг вперед» или «Бравые солдаты». Дети выстраиваются на достаточном расстоянии друг от друга. Воспитатель дает команду: шаг вперед (назад, вправо, влево, иногда спрашивает, как дети определили направление (где лицо и грудь, правая и левая рука).