kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуализация образовательного процесса на музыкальных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь  музыкантам и родителям.Можно использовать в индивидуальных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация образовательного процесса на музыкальных занятиях»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №4 «Ручеёк»






Выступление на педсовете по теме:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

                                                                     










подготовила: Царицинская А.С

муз.руководитель













2022 год

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие, в частности развитие разносторонних музыкальных способностей.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: исполнительская деятельность, восприятие музыки, выступление на праздниках, народное творчество - всё это пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и возможность самореализации.

Индивидуализация образовательного процесса помогает развить «личность, способную к самоопределению и самореализации».

Составными частями индивидуализации являются:

1) составление индивидуального образовательного маршрута  для ребёнка;

2) развивающая предметно-пространственная среда.

Индивидуализация образования по модели «Лесенка Успеха».

I ступенька – узнавание ребёнком новой деятельности (роль педагога «артист») задача педагога - заинтересовать;

II ступенька – воспроизведение ребёнком деятельности под непосредственным руководством взрослого (роль педагога «вкусный» собеседник) термин, в психологии обозначает приятие собеседника, доверие ему;

III ступенька - самостоятельное выполнение ребёнком деятельности ( роль взрослого «дирижёр», «режиссёр») создание условий для его самореализации через вовлечение в творческую  музыкальную, танцевальную, театрализованную деятельность.

IV ступенька – творческое исполнение ребёнком освоенной деятельности (роль «очарованного зрителя»)

Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

По своей природе музыкальное искусство наиболее близко детской  игре. Музыкальное занятие, составленное в соответствии с психологическими особенностями дошкольного возраста, удовлетворяет  потребность ребёнка в творческой самореализации и художественно-эстетическом развитии. Вовлечение детей в разнообразную музыкальную деятельность, помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, стеснительность, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, инициативности и самостоятельности.      

 Музыкальные занятия  дают уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут.

Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм, декорации познают окружающий мир. 

Детям доставляет радость и процесс подготовки к праздникам, и, конечно, само выступление.

Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Для реализации принципов индивидуализации на музыкальных занятиях я использую центры активной деятельности где учитываются интересы, способности, возможности детей для занятий какой-либо деятельностью.

- центр игры на детских музыкальных инструментах

- танцевальный центр

- театральный центр

В центре игры на детских музыкальных инструментах ребенку предлагается самому выбрать из нескольких музыкальных инструментов один.

Музыкальный руководитель сам выбирает, в каком составе будут сформированы инструменты, главное чтоб в этом моменте, у детей есть в любом случае выбор. Педагог же ставит для себя свои задачи, например, определить на сколько у детей развито чувство ритма, или, наблюдает, как выполняется игра, старается ли ребенок играть в ансамбле, слышит он музыку, подыгрывает музыкальному произведению или создает что-то собственное и т.п.

В театральном центре предлагается танцевальная импровизация: ребенок слышит музыку и выражает ее жестами, мимикой, пантомимой, может использовать движения из ранее предложенных на предыдущих занятиях, а может наслаждаться движениями, которые появляются спонтанно, от звучащей музыки.

В театральном центре предлагаются различные виды театра: би-ба-бо, настольный, пальчиковый(не более 2х-3х на одном занятии). Индивидуализация педагогического процесса на таких занятиях выглядит таким образом: педагог отходит от монолога и включает в активное слушание ребенка. Педагог выступает инициатором общения с ребенком, представляя ему выбор и возможность действовать самому. Педагог переходит с позиции «каким должен быть ребенок» на позицию изучения каждого ребенка. Каждый ребенок может выбрать себе партнера по игре, занятию, интересу. В центрах активности у дошкольника есть возможность не ориентироваться на готовый ответ, готовое задние или установку.

Важным моментом индивидуализации на музыкальных занятиях является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Этот подход обеспечивает структуру отношений , при помощи которых дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Важно, чтобы музыкальный руководитель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый уделяет какое-то время каждой подгруппе, или отдельным детям , обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

В процессе занятия создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

В качестве музыкального сопровождения используются высокохудожественные произведения композиторов-классиков :П.Чайковский, Ф.Лист, Ф.Шопен, И.Кальман, К.Сен-Санс, К.Глюк, Ф.Шуберт и др.

Конечно, такая деятельность проходит не на каждом занятии , а может служить подведением итогов какой-либо объемной работы, когда в этой работе накапливается опыт для самовыражения, самоутверждения личности ребенка.

Таким образом, индивидуализация – необходимая составляющая образовательного процесса в развитии творческих проявлений у детей дошкольного возраста. Но реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.


Литература:

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С.57–67.

Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.

Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2009.-№ 1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуализация образовательного процесса на музыкальных занятиях

Автор: Царицинская Анжелла Спартаковна

Дата: 17.08.2022

Номер свидетельства: 611804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация "Факультативные занятия" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-fakul-tativnyie-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "145323"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418898662"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по музыке для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "273173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452165191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства