Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация образовательного процесса на музыкальных занятиях»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №4 «Ручеёк»
Выступление на педсовете по теме:
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
подготовила: Царицинская А.С
муз.руководитель
2022 год
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие, в частности развитие разносторонних музыкальных способностей. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: исполнительская деятельность, восприятие музыки, выступление на праздниках, народное творчество - всё это пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и возможность самореализации.
Индивидуализация образовательного процесса помогает развить «личность, способную к самоопределению и самореализации».
Составными частями индивидуализации являются:
1) составление индивидуального образовательного маршрута для ребёнка;
2) развивающая предметно-пространственная среда.
Индивидуализация образования по модели «Лесенка Успеха».
I ступенька – узнавание ребёнком новой деятельности (роль педагога «артист») задача педагога - заинтересовать;
II ступенька – воспроизведение ребёнком деятельности под непосредственным руководством взрослого (роль педагога «вкусный» собеседник) термин, в психологии обозначает приятие собеседника, доверие ему;
III ступенька - самостоятельное выполнение ребёнком деятельности ( роль взрослого «дирижёр», «режиссёр») создание условий для его самореализации через вовлечение в творческую музыкальную, танцевальную, театрализованную деятельность.
IV ступенька – творческое исполнение ребёнком освоенной деятельности (роль «очарованного зрителя»)
Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
По своей природе музыкальное искусство наиболее близко детской игре. Музыкальное занятие, составленное в соответствии с психологическими особенностями дошкольного возраста, удовлетворяет потребность ребёнка в творческой самореализации и художественно-эстетическом развитии. Вовлечение детей в разнообразную музыкальную деятельность, помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, стеснительность, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, инициативности и самостоятельности.
Музыкальные занятия дают уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут.
Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм, декорации познают окружающий мир.
Детям доставляет радость и процесс подготовки к праздникам, и, конечно, само выступление.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Для реализации принципов индивидуализации на музыкальных занятиях я использую центры активной деятельности где учитываются интересы, способности, возможности детей для занятий какой-либо деятельностью.
- центр игры на детских музыкальных инструментах
- танцевальный центр
- театральный центр
В центре игры на детских музыкальных инструментах ребенку предлагается самому выбрать из нескольких музыкальных инструментов один.
Музыкальный руководитель сам выбирает, в каком составе будут сформированы инструменты, главное чтоб в этом моменте, у детей есть в любом случае выбор. Педагог же ставит для себя свои задачи, например, определить на сколько у детей развито чувство ритма, или, наблюдает, как выполняется игра, старается ли ребенок играть в ансамбле, слышит он музыку, подыгрывает музыкальному произведению или создает что-то собственное и т.п.
В театральном центре предлагается танцевальная импровизация: ребенок слышит музыку и выражает ее жестами, мимикой, пантомимой, может использовать движения из ранее предложенных на предыдущих занятиях, а может наслаждаться движениями, которые появляются спонтанно, от звучащей музыки.
В театральном центре предлагаются различные виды театра: би-ба-бо, настольный, пальчиковый(не более 2х-3х на одном занятии). Индивидуализация педагогического процесса на таких занятиях выглядит таким образом: педагог отходит от монолога и включает в активное слушание ребенка. Педагог выступает инициатором общения с ребенком, представляя ему выбор и возможность действовать самому. Педагог переходит с позиции «каким должен быть ребенок» на позицию изучения каждого ребенка. Каждый ребенок может выбрать себе партнера по игре, занятию, интересу. В центрах активности у дошкольника есть возможность не ориентироваться на готовый ответ, готовое задние или установку.
Важным моментом индивидуализации на музыкальных занятиях является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Этот подход обеспечивает структуру отношений , при помощи которых дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Важно, чтобы музыкальный руководитель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый уделяет какое-то время каждой подгруппе, или отдельным детям , обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
В процессе занятия создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
В качестве музыкального сопровождения используются высокохудожественные произведения композиторов-классиков :П.Чайковский, Ф.Лист, Ф.Шопен, И.Кальман, К.Сен-Санс, К.Глюк, Ф.Шуберт и др.
Конечно, такая деятельность проходит не на каждом занятии , а может служить подведением итогов какой-либо объемной работы, когда в этой работе накапливается опыт для самовыражения, самоутверждения личности ребенка.
Таким образом, индивидуализация – необходимая составляющая образовательного процесса в развитии творческих проявлений у детей дошкольного возраста. Но реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.
Литература:
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С.57–67.
Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.
Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2009.-№ 1