Просмотр содержимого документа
«Игры с элементами мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
«ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребенка, приходится искать интересные для дошкольников формы преподнесения материала. Это, конечно же, игры.
Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Исходя из опыта работы, могу сказать, что деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый день добавлять что-то новое, для ребенка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам.
Так, в представленной ниже игре «Магазин» в зависимости от изучаемой лексической темы меняется «ассортимент» описываемых картинок.
Игра «Магазин»
(для детей 4-5 лет)
Для этой игры должны быть подготовлены картинки, отображающие предметы одной группы. Отрабатываются обобщающие понятия: овощи, фрукты, посуда, мебель и т.п.
Один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить магнитная доска или простая доска с подставкой. К ним прикрепляются четыре картинки. Например: кровать, стол, диван и стул.
Покупатель, не называя предмета, описывает его. Например: «Я хочу купить предмет мебели. У него есть сиденье, ножки, спинка. На нём сидят».
Продавец по описанию отгадывает одну из четырех картинок. Если она названа правильно, играющие сами выбирают следующих покупателя и продавца. Если ответ неверный, двух следующих играющих назначает педагог. Вместо отгаданной картинки обязательно ставится новая.
Опираясь в своей работе на методику В.К. Воробьёвой – обучение составлению повествовательного рассказа цепной организации с опорой на графический план, я сделала картинки-рассказы, которые являются опорным планом рассказа. Они используются не только в работе по формированию связной речи, но и для автоматизации или дифференциации определенных звуков.
Игра «Запиши рассказ»
(для детей 5-6 лет)
Каждый участник игры получает большую карточку (по принципу лото), состоящую из 8 отдельных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Также детям дают по комплекту точно таких же отдельных (разрезанных) картинок. Логопед зачитывает рассказ:
Кошка любила сосиски.
Сосиски были в сумке.
Сумку охраняла собака.
Собака не дала утащить сосиски кошке.
На первых порах дети слушают рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивается, и играющие «записывают» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:
кошка – сосиски
сосиски – сумка
сумка – собака
собака – кошка
Далее дети по очереди рассказывают с опорой на свой картинный план, что у них получилось. Затем с педагогом обсуждают, чей рассказ точнее.
Когда дети усвоят принцип «записи», следующий рассказ они уже могут прослушивать без опоры на большую карточку и пробовать «записать» его сразу отдельными картинками.
построения рассказа цепной организации (первое и последнее слово в предложении должно совпасть с первой и второй картинкой в ряду), ребенок «нанизывает» одно предложение на другое, закрывая отдельной картинкой ее
Данная игра используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Основываясь на методику Бардышевой и Моносовой, которые предлагают использование зрительных образов (предметныx картинок, стимульных символов, из которых составляют схемы предложения или планы рассказа), мы дополнили логопедические игры, способствующие развитию связной речи.
Составление рассказов по мнемотаблице 5-6 лет
Мнемотаблицы мы составляем вместе с детьми. Делаем зарисовки, а затем переносим сxему на большой лист бумаги.
Используем мнемотаблицы как для описательныx рассказов, так и для пересказа, например, знакомыx сказок или даже заучивания стиxотворений.
Например:
Маша ела конфеты.
Конфетный запах почуяла собака.
Собака открыла буфет.
В буфете лежали конфеты.
Ещё одним вариантом этой игры может быть рассказ, придуманный самим ребенком. Ему предлагается для просмотра большая карточка. Освоив принцип
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}