kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование мнемотехники в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Слайд 1

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.  В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой. Одним из таких методов является метод мнемотехники – таких авторов, как Татьяна Васильевна Большева, Евгения Алексеевна Кодолбенко, Нелли Евгеньевна Арбекова, Татьяна Александровна Ткаченко.  

Слайд 2

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить интерес к художественной литературе.

Слайд 3

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа и других литературных произведений путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 4

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. Стрелками обозначают движения объекта. Перечеркнутый объект – отрицание или противоположное значение.

В работе с мнемотаблицами рекомендуется также вводить цветовые буквенные обозначения времен года: например - весна – зеленая буква «В».

Слайд 5

Мнемотехника решает не только задачи по развитию речи, обогащению словарного запаса, но и способствует формированию развития у детей восприятия художественных произведений, знакомит с книжной культурой, формирует интерес к детской литературе.

Слайд 6

Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинать необходимо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Слайд 7,8

Я использую мнемотехнику при ознакомлении детей с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Если на начальном этапе работы я даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Слайд 9, 10,11

Также я использую мнемотехнику при обучении детей заучиванию стихотворений.

Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Этапы работы над стихотворением перед вами на экране.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Слайд 12,13

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. Подробнее об этом мы с вами поговорим позже.

Слайд 14

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Заюшкина избушка». Для начала читаем текст сказки, выделяем в каждой строке главное ключевое слово и представляем его в виде символа или рисунка. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преоб­разование из абстрактных символов в образы.

Построили заяц и лиса себе домики. Мы рисуем домик. Наступила весна, пригрело солнышко. Рисуем солнышко. Избушка лисы растаяла, а у зайца стоит как стояла. Изображаем растаявшую избушку лисы. Попросилась лиса к зайцу, да и выгнала его из домика. Рисуем зайца. Сидит заяц - плачет. Рисуем капельки - слезы. Бегут мимо собаки, ре­шили лису выгнать, а она из домика не уходит. Изображаем собаку. Идет мимо медведь, но и ему не удалось выгнать лису. Рисуем медведя. Идет мимо петушок, да как закричит: «Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Уходи, лиса, вон!». Рисуем петушка.  Испугалась лиса и убежала, а заяц с петушком стали жить в дружбе и согласии. Здесь нарисована улыбка. Как вы думаете, почему? Правильно, улыбка символизирует дружбу и радость.

 

Слайд 15, 16

Такие таблицы можно составить к любой сказке. Это помогает детям последовательно пересказать ее содержание. Графическую зарисовку мнемотаблицы делает воспитатель или предлагает детям в старших группах самим составить схему.

Слайд 17

К созданию мнемотаблиц предъявляются особые требования. Сначала мы рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Потом переходим к перекодировке информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, после перекодировки осуществляется пересказ или составление рассказа по заданной теме, то есть происходит отработка метода запоминания, затем зарисовка мнемотаблиц детьми в старших группах и рассказывание по мнетаблицам, созданными детьми.

При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

Слайд18

Таким образом, систематическая работа по ознакомлению детей с художественной литературой при помощи мнемотаблиц дает свои результаты:

• Расширяется словарный запас

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Это является одним из эффективных способов ознакомления детей с художественной литературой.

Слайд 19

Мнемотехнику можно использовать не только при ознакомлении с художественной литературой, но и при разборе пословиц, поговорок, потешек.​

Попробуйте использовать мнемотехнику в работе с детьми, и вы сами увидите результаты!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г.Волгодонска Использование мнемотехники в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой Воспитатель: Краева Анна Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г.Волгодонска

Использование мнемотехники в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой

Воспитатель:

Краева Анна Владимировна

Мнемотехника – система методов   и приёмов, обеспечивающих  эффективное запоминание, сохранение    и воспроизведение информации,    развитие связной речи.  

Мнемотехника – система методов

и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение

и воспроизведение информации,

развитие связной речи.

 

Требования к созданию мнемотаблиц     1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета;  2. Раскрыть сущность в объекте.  3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Требования к созданию мнемотаблиц

1. Таблица должна отображать

обобщённый образ предмета; 2. Раскрыть сущность в объекте. 3. Замысел по созданию таблицы

обсуждается с детьми, чтобы

она была им понятна.

?                                                    

?

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи :   1. Способствовать развитию связной речи.  2. Расширять и обогащать словарный запас детей.    3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).  4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.  5.Знакомить детей с книжной культурой.  6. Формировать интерес к детской литературе.

Задачи : 1. Способствовать развитию связной речи. 2. Расширять и обогащать словарный запас детей.   3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации). 4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. 5.Знакомить детей с книжной культурой. 6. Формировать интерес к детской литературе.

Структура мнемотехники мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Структура мнемотехники

мнемоквадрат

мнемодорожка

мнемотаблица

Заучивание стихотворений

Заучивание стихотворений

Этапы работы над стихотворением: 1. Выразительное чтение стихотворения взрослым. 2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. 3. Вопросы по содержанию стихотворения. 4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме. 5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу. 6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на

мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Мнемозагадки

Мнемозагадки

Этапы работы с мнемотаблицами: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено; 2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; 3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме; 4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах); 5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме;

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах);

5. Рассказывание по мнемотаблицам,

созданными детьми.

Вывод : Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания; развивается ассоциативное мышление, способность к замещению; активизируется речь; появляется интерес к художественной литературе; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Вывод :

Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов:

значительно сокращается время заучивания;

развивается ассоциативное мышление, способность к замещению;

активизируется речь;

появляется интерес к художественной литературе;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!   Спасибо за внимание !!!

!

Спасибо за внимание !!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Краева Анна Владимировна

Дата: 03.12.2016

Номер свидетельства: 365402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "«Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovanie_mnemotekhniki_v_rabote_s_detmi_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536380"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422938"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "«Развитие связной речи посредством мнемотехники»"
    ["seo_title"] => string(49) "razvitie_sviaznoi_rechi_posredstvom_mnemotekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "486432"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542626311"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "проектная деятельность "Увлекательное путешествие с мультипликационными героями по Казахстану, России и Великобритании""
    ["seo_title"] => string(133) "proiektnaia-dieiatiel-nost-uvliekatiel-noie-putieshiestviie-s-mul-tiplikatsionnymi-ghieroiami-po-kazakhstanu-rossii-i-vielikobritanii"
    ["file_id"] => string(6) "296557"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456046672"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы» "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-po-samoobrazovaniiu-na-tiemu-aktivatsiia-slovaria-dietiei-mladshiei-vozrastnoi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "239700"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444839978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства