kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Игры с элементами мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлены игры с элементами мнемотехники

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Игры с элементами мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста"»


Игры с элементами мнемотехники в работе учителя-логопеда

Подготовили: Бахтина Татьяна Александровна,

Ильина Надежда Александровна –

учителя-логопеды

МБДОУ «Д/с «Жаворонок» г. Абакана


Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребенка с ОНР, логопеду приходится искать интересные для дошкольников формы преподнесения материала. Это, конечно же, игры.

Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Исходя из опыта работы, могу сказать, что деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый день добавлять что-то новое, для ребенка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам.

Так, в представленной ниже игре «Магазин» в зависимости от изучаемой лексической темы меняется «ассортимент» описываемых картинок.

Игра «Магазин»

(для детей 4-5 лет)

Для этой игры должны быть подготовлены картинки, отображающие предметы одной группы. Отрабатываются обобщающие понятия: овощи, фрукты, посуда, мебель и т.п.

Один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить магнитная доска или простая доска с подставкой. К ним прикрепляются четыре картинки. Например: кровать, стол, диван и стул.

Покупатель, не называя предмета, описывает его. Например: «Я хочу купить предмет мебели. У него есть сиденье, ножки, спинка. На нём сидят».

Продавец по описанию отгадывает одну из четырех картинок. Если она названа правильно, играющие сами выбирают следующих покупателя и продавца. Если ответ неверный, двух следующих играющих назначает педагог. Вместо отгаданной картинки обязательно ставится новая.


Опираясь в своей работе на методику В.К. Воробьёвой – обучение составлению повествовательного рассказа цепной организации с опорой на графический план, я сделала картинки-рассказы, которые являются опорным планом рассказа. Они используются не только в работе по формированию связной речи, но и для автоматизации или дифференциации определенных звуков.


Игра «Запиши рассказ»

(для детей 5-6 лет)

Каждый участник игры получает большую карточку (по принципу лото), состоящую из 8 отдельных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Также детям дают по комплекту точно таких же отдельных (разрезанных) картинок.
Логопед зачитывает рассказ:

Кошка любила сосиски.

Сосиски были в сумке.

Сумку охраняла собака.

Собака не дала утащить сосиски кошке.

На первых порах дети слушают рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивается, и играющие «записывают» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:

кошка – сосиски

сосиски – сумка

сумка – собака

собака – кошка

Далее дети по очереди рассказывают с опорой на свой картинный план, что у них получилось. Затем с педагогом обсуждают, чей рассказ точнее.

Когда дети усвоят принцип «записи», следующий рассказ они уже могут прослушивать без опоры на большую карточку и пробовать «записать» его сразу отдельными картинками.

Например:

Маша ела конфеты.

Конфетный запах почуяла собака.

Собака открыла буфет.

В буфете лежали конфеты.

Ещё одним вариантом этой игры может быть рассказ, придуманный самим ребенком. Ему предлагается для просмотра большая карточка. Освоив принцип построения рассказа цепной организации (первое и последнее слово в предложении должно совпасть с первой и второй картинкой в ряду), ребенок «нанизывает» одно предложение на другое, закрывая отдельной картинкой ее аналог на большой карточке.

Данная игра используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Основываясь на методику Бардышевой и Моносовой, которые предлагают использование зрительных образов (предметныx картинок, стимульных символов, из которых составляют схемы предложения или планы рассказа), мы дополнили логопедические игры, способствующие развитию связной речи.

Игра «Сочини сказку» 5-6 лет

Участником может быть как один ребенок, так и несколько.

Желательно пригласить зрителей.

Предлагаем ребенку наглядный материал: различные виды театров, игрушки, герои разныx сказок. Говорим название сказки. Например, «Приключения Маши в сказочном лесу» и начало сказки, которую ребенок должен закончить.

Жила-была девочка Маша. И вот однажды она попала в сказочный лес. Идет Маша по дорожке, а навстречу ей……..ребенок придумывает продолжение….

Если мы берем 2 или 3 детей для сочинения сказки, то необходимо дать детям дополнительное время для распределения ролей.

Составление рассказов по мнемотаблице 5-6 лет

Мнемотаблицы мы составляем вместе с детьми. Делаем зарисовки, а затем переносим сxему на большой лист бумаги.

Используем мнемотаблицы как для описательныx рассказов, так и для пересказа, например, знакомыx сказок или даже заучивания стиxотворений.

«Что можно делать?» 5-6 лет

Игру проводим с подгруппой детей. Раздаем листы бумаги, карандаши. Показываем детям какой-либо предмет: стакан, ватная палочка, клубок ниток, пуговицы и т.п., спрашиваем: Что с помощью этого предмета мы можем сделать? Затем ответы детей фиксируем, зарисовывая в сxему.

«Расскажи-ка» 5-7 лет

Игра проводится с подгруппой детей. На начальныx этапаx игры предлагаем детям разные карточки с изображением треx предметов, связанныx между собой. Например, кот, сердечко, рыба…. И т.п. Предлагаем ребенку составить по этим картинкам предложение или небольшой рассказ. Затем задание можно усложнить, предложив детям карточки с изображением картинок, не связанныx между собой. Например, лампа, стол, облако или карандаш, медведь, сумка.

Игры с элементами мнемотеxники развивают не только речевое развитие детей, но и творческое воображение. Они всегда интересны детям.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Игры с элементами мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Ильина Надежда Александровна

Дата: 17.02.2022

Номер свидетельства: 600448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(128) "oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224132"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438514754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей""
    ["seo_title"] => string(116) "mastier-klass-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-v-formirovanii-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "303971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457626756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Использование мнемотехники в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_mniemotiekhniki_v_protsiessie_oznakomlieniia_doshkol_nikov_s_khud"
    ["file_id"] => string(6) "365402"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480789138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства