kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на развитие памяти у дошкольника с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу – важнейшее событие в жизни ребенка. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти. К сожалению у детей с задержкой психического развития очень часто наблюдаются проблемы с произвольным запоминанием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие памяти у дошкольника с ЗПР»

Игры на развитие памяти у дошкольника с ЗПР

Поступление в школу – важнейшее событие в жизни ребенка. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти. К сожалению у детей с задержкой психического развития очень часто наблюдаются проблемы с произвольным запоминанием. Поэтому перед родителями встает вопрос – «Что делать если ребенок не может ничего запомнить?» Ответ – играть.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы понимать особенности памяти у детей с диагнозом ЗПР, нелишним будет знать ее структуру и основные процессы. Итак, память может быть:

  • образной (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная)

  • словесно–логической

  • двигательной.

Типы памяти:

  • кратковременная;

  • долговременная;

  • произвольная;

  • непроизвольная.

Что касается процессов памяти, то их всего три. Это – запоминание, сохранение информации и образов и их воспроизведение. Запоминание представляет собой определенную деятельность, которая сосредоточена на закреплении новых данных в памяти с помощью ассоциаций и связей ее с имеющимися знаниями. Под сохранением понимают процесс, во время которого ранее усвоенная информация приобретает актуальность. Воспроизведение — это извлечение уже усвоенной информации. Непроизвольное воспроизведение возникает, без каких либо усилий. Произвольное воспроизведение – задача что – либо вспомнить, применяя усилия.

У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста - это его интерес. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда у ребенка пробуждается потребность к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок.

У детей с задержкой психического развития отмечают особенности как произвольной, так и непроизвольной памяти, причем и долговременной, и кратковременной:

  • недостаточная прочность запоминания;

  • постоянное подкрепление и многократное повторение;

  • хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

  • страдает способность к логическому запоминанию.

  • непроизвольная память менее продуктивная, чем у сверстников;

  • недостаточный объем и слабое запоминание.

Именно эти особенности отражаются на способности детей с ЗПР запоминать материал, причем как словесный, так и наглядный. В школе это становится одной из причин снижения успеваемости. Главная причина сбоев в развитии памяти у детей с задержкой психического развития — это дефицит познавательной активности и отсутствие цели. А чтобы запоминание носило продуктивный характер, оно должно быть целенаправленным. Ниже приведены игры, направленные на развитие памяти, в которые можно играть с ребенком дома

Игры на развитие слуховой памяти.

« Игра в слова». Я назову слова, а ты их запомни и повтори.

  1. Кот, мел, шар, чай, дом, лес. Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

  2. Ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат. Проверь себя.

  3. Запомни рассказ и повтори: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

Игра «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил

  1. Перечисли животных, которых ты знаешь.

  2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

  3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

  4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Упражнение «Лесенка слов»

Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:

Кошка.

Кошка. Молоко.

Кошка. Молоко. Мышка.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.

Таким образом можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться.

Упражнение «Что в корзинке?»

Это упражнение позволяет развивать у ребенка с задержкой психического развития произвольную память. Эта игра является вариацией первого варианта и отличается формулировкой. Суть сводится к следующему. Взрослый говорит о том, что «лежит в корзине», и предлагает ребенку «дополнить» ее содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.

Например:

«У меня в корзинке персики...»

«У меня в корзинке персики и абрикосы.»

«У меня в корзинке персики, абрикосы и груши.» и так далее.

Игры на развитие словесно – логической памяти.

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

  1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро­быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Вопросы к рассказу:

  1. Как звали мальчика?

  2. Что с ним случилось во время прогулки?

  3. Кто помог мальчику?

  4. Чем заканчивается рассказ?

  1. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту – ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

  • Как звали девочку?

  • Что она построила?

  • Кого девочка хотела катать на машине?

  • Что случилось во время игры?

  • Как девочка оказала помощь мишке?

Игры на развитие зрительной памяти

Игра « Заблудились животные»

Попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

  1. Какие растения изображены на картинке?

  2. Какие животные?

  3. Может ли так быть?

  4. Какие животные заблудились?

Игра « Что потерялось?»

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

Игра « Что изменилось?»

Вариант 1: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их. Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

Игра «Фотообъектив»

А эта игра, в процессе которой ребенку будет предложено вообразить себя фотообъективом, будет особенно активно развивать кратковременную память. Ребенку предлагают несколько секунд посмотреть на что-либо (предмет, объект, человека), мысленно сфотографировав это, после чего описать все детали, которые удалось запомнить. Разнообразить игру можно, предлагая ребенку запоминать расположение игрушек или предметов, меняя их местами или удаляя один из предметов.

Упражнение «Рисунок» Отличное упражнение в игровой форме, стимулирующее развитие зрительной памяти, а также моторики рук, внимания и усидчивости. Суть игры сводится к следующему - взрослый рисует что-то на бумаге, после чего дает ребенку время запомнить рисунок. Спустя отведенное время рисунок прячется, и ребенку нужно зарисовать его так, как смог запомнить.

Игра «Угадай, что я загадал?» Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также можно вспомнить игры, в которые мы играли в детстве: «Морской бой», «Крестики – нолики», «Города» – здесь можно просто подбирать слова на последний звук; заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

Все перечисленные выше игры и упражнения должны быть понятны ребенку и усложняться постепенно. Очень важна похвала взрослого. Адекватная оценка выполненного помогает воспитывать в ребенке чувство уверенности в собственных силах и мотивирует его для дальнейших занятий.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Игры на развитие памяти у дошкольника с ЗПР

Автор: Задеренко Ольга Васильевна

Дата: 22.05.2020

Номер свидетельства: 550893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Статья «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_didaktichieskaia_ighra_kak_sriedstvo_korriektsii_dietiei_s_zadierzhkoi_p"
    ["file_id"] => string(6) "421094"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496938301"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Школа для дошкольников. Советы родителям "
    ["seo_title"] => string(45) "shkola-dlia-doshkol-nikov-soviety-roditieliam"
    ["file_id"] => string(6) "141673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418147535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно – развивающего обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "psikhologhiia_dietiei_s_zadierzhkoi_psikhichieskogho_razvitiia_zpr_i_osnovnyie_n"
    ["file_id"] => string(6) "456704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518426415"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства