kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школа для дошкольников. Советы родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа для дошкольников
Гармоничное развитие или непосильные нагрузки?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Вопросы и ответы

       Вечереет. Родители возвращаются с работы, забирают детишек из детского сада. Кто-то не торопится домой, и малыши увлеченно ковыряют лопатками снег. Вот этому пятилетнему мальчугану тоже очень хочется повозиться в сугробе и хотя бы чуточку покачаться на качелях. Но мама не отпускает его руку и ускоряет шаг. «Мы же опаздываем на занятия!» - беспокоится она и, несмотря на сопротивление сына, решительно ведет его на урок в группу гармоничного развития...

      Впрочем, это может называться и несколько иначе - курсы по подготовке к школе, школа раннего развития детей и т.п. Но смысл один - это школа для дошкольников. Таких сейчас в  городе множество, и привести ребенка в первый класс не умеющим читать, считать и писать считается прямо-таки неприличным. Но это, разумеется, "игры для родителей", это их волнуют соображения престижности учебного заведения, это для них важно, чтобы их отпрыск раньше других освоил азбуку и научился считать. А вот дети далеко не всегда относятся к учебе с тем энтузиазмом, которого ждут от них взрослые. И получается, что неприязнь к учебе формируется раньше, чем ребенок поступает в первый класс.

           Практический опыт говорит о том, что не бывает детей, абсолютно не способных к учебе. Бывает лишь несоответствие индивидуальных особенностей ребенка той программе, по которой его пытаются обучать. Но родители, увы, часто не подозревают об этом, и курсы по подготовке к школе выбирают, учитывая лишь их удобное месторасположение, время начала занятий и размеры оплаты. А ведь если программа ребенку не подходит, то все эти очевидные плюсы ровно ничего не значат.

Однако дело не только в программе. Некоторые родители наивно думают, что если они водят ребенка в какую-либо группу гармоничного развития, к тому же платят за это энную сумму, то на этом их миссия закончена. Мол, там, на занятиях, их ребенка должным образом «разовьют» и научат всему необходимому. А это ведь глубочайшее заблуждение. Самое важное для развития ребенка - это такая атмосфера в семье, в которой его познавательно-игровая активность ничем не сдерживается, а наоборот всячески поощряется. Если этого нет, посещение всяческих школ для дошкольников может даже принести вред.

- На что же нужно обращать внимание при выборе группы подготовки к школе?

- Главная беда здесь вот какая: очень часто происходит явный перекос в пользу развития логического мышления и в ущерб образному, которое для детей пяти-шести лет более естественно.

       Можно сказать, что взрослые бессознательно «воюют» за то, чтобы как можно скорее превратить детей в свое подобие - в рациональных и рассудочных человечков, не давая им насладиться преимуществами детской эмоциональности и непосредственности. Преподают на курсах для малышей часто те же учителя, что и в школе, и они ждут от своих маленьких учеников рассуждений, анализа, синтеза, невольно перенося сугубо школьные методы и подходы в эту в общем-то еще «садовскую» группу.

А малышам это не под силу, им трудно, непонятно и неинтересно. Для них самое естественное, интересное и полезное занятие - игра. А вот об этом - то педагоги нередко забывают.

- Как же должен выглядеть «правильный» учебный процесс в группах для пяти-шестилетних детишек?

- Для детей такого возраста главное - игра. Только в игре ребенок чувствует себя сильным и всемогущим, только в игре он - хозяин положения, автор сюжета. А это - очень важное условие. Для того чтобы учеба доставляла удовольствие и была успешной, совершенно необходима опора на чувства и эмоции. Что это значит?

      Если мы хотим, чтобы малыш научился, например, считать, нужно создать ситуацию, в которой он сможет прочувствовать, что такое один, что такое много, что такое на один больше и т.д. Для этого предметы, которые он будет считать, должны быть не нарисованы в книжке, а даны ему в руки. Если считаем кружочки, их надо подержать, пощупать. Поговорить о том, где в жизни встречаются предметы похожей формы.

     Если хотим приступить к решению задач, то и в них лучше всего для начала играть. Например, сидели на столе две кошки - это должны быть действительно кошки (игрушечные или просто вырезанные из бумаги). Одна из них может «уйти», и тогда будет ясно, сколько осталось и как именно это произошло.

     Если изучаем буквы, малорезультативно их только рассматривать и писать. Очень полезно лепить буквы из пластилина, ощупывать их большие объемные изображения. И, конечно, нельзя забывать о том, что «подготовка к школе» - это не только обучение чтению, счету и письму. Для гармоничного развития ребенка очень важно рисование, лепка, танцы, музыка, спорт (особенно плавание, фигурное катание).

- Если говорить о программах, то какая из существующих ближе всего к этому идеалу?

- На наш взгляд, самая удачная программа «Школа России». Занятия проводятся в игровой форме с использованием музыки, рисования, лепки, танцев, с привлечением образов фольклора, близких и понятных детям. Базовые учебные пособия этой программы – «По дороге к азбуке» (Бунеев, Бунеева, Кислова), «Игралочка» (Петерсон, Кочемасова), «Раз ступенька...» (Петерсон, Холина), "Все по полочкам" (Горячева, Ключ).

Великолепная программа. Но! Она годится только для детей, развитие которых полностью соответствует возрастным нормам. Дети с малейшим отставанием в развитии памяти, внимания, речи это программу усваивают с трудом. А их в наши дни гораздо больше, чем было раньше. Делают свое дело ухудшение экологии и, как это ни парадоксально звучит, успехи современной медицины: женщины вместе с врачами решают, какую беременность прервать, а какую сохранить. В результате появляются на свет малыши с серьезными неврологическими проблемами, которые и пополняют собой число тех, кому впоследствии ставится диагноз «задержка психического развития». И эти дети, раз уж их родили и выходили, требуют особого внимания, строго индивидуального подхода и, конечно, особого терпения и старания при их обучении.

- Может быть, таких малышей лучше не «мучить» учебой раньше времени?

- Наоборот, именно с ними нужно начать заниматься как можно раньше. Только программы для таких детей нужны особые, корректирующие. Лучше всего, конечно, обратиться к детскому психологу или нейропсихологу, который сможет грамотно оценить степень и характер задержки развития и порекомендовать конкретную развивающую программу.

     Вообще, прежде чем отдать любого ребенка в любую группу по подготовке к школе, желательно обратиться к психологу и сразу оценить, подойдет ли ему данная программа, - чтобы не тратить впустую время и деньги. Например, если малыш в три-четыре года все еще не слушает книжки, отдавать его на любые курсы совершенно бесполезно и даже вредно. Ведь у такого ребенка не сформирован слуховой канал восприятия информации. Совершенно очевидно, что если он не способен на слух воспринять даже простейшую сказку, он тем более не воспримет никакой информации о звуках, буквах, цифрах и т.д. А если учебные задачи с самого начала непосильны, то ни любознательности, ни интереса они пробудить не смогут.

- Что же делать?

- Начинать нужно все с тех же сказок. Не хочет слушать? Значит, надо не просто читать, а поиграть с малышом в сказку. Конечно, книжка должна обязательно быть с яркими картинками, но еще лучше будет, если ее героев удастся нарисовать и вырезать из плотной бумаги, чтобы их можно было по ходу сказочного сюжета передвигать, трогать, подбрасывать, гладить и т.п. Пригодятся также куклы - обычные или на руку, для кукольного театра.

      Хорошо помогает развить слуховой канал игра в сравнения: наполните пустые спичечные коробки разным содержимым (горохом, манкой, фасолью, металлическими скрепками, стеклянными бусинками) и предлагайте ребенку различить на слух звук, который раздается, если потрясти эту или другую коробочку. Учите малыша различать «голоса» погремушек (одна звенит, другая трещит, третья пищит) и называть каждую, не глядя. Записывайте на магнитофон голоса животных и птиц, родственников и знакомых и учите распознавать их. Просите постучать по столу столько раз, сколько вы хлопнете, крикнуть столько раз, сколько вы постучали, и т.п.

     Другая разновидность задержки психического развития - несформированность зрительного канала. Если ребенок на вид не способен сказать, что больше, что меньше, что длиннее, что короче, плохо ориентируется в цветах, об успешной учебе говорить также не приходится. Не спешите отдавать его в группу подготовки к школе. Самого лучшего эффекта вы достигнете, если сами будете постоянно обращать внимание ребенка на предметы окружающего мира: вот это дерево толще, а это тоньше, эта машина красная, а эта - белая, эта кошка пушистая, а эта - гладкошерстая.

         Высший же пилотаж в развитии зрительного канала - способность видеть мысленно. Например, после того как прочитали сказку, надо предложить малышу закрыть глаза и вспомнить, какого цвета был, например, платочек у Машеньки или грибочек на полянке. Это упражнение тренирует не только зрительный канал восприятия, но и память, и воображение.

- Известно, что дети, которые плохо говорят, нередко испытывают трудности в учебе. Но родители часто не хотят признать, что с их ребенком что-то не так, объясняя ситуацию тем, что он «просто ленится», «не хочет» говорить. По каким признакам можно определить, что развитие речи действительно запаздывает?

- Существуют общеизвестные нормы развития речи. А именно: до года ребенку свойственно гуление, а также он может произносить отдельные слоги. К полутора годам должны появиться первые слова (мама, папа), понимание слов вообще. К двум годам, а у мальчиков к двум с половиной должны появиться первые фразы. Если в три года фраз еще нет, это уже сигнал о том, что надо принимать меры.

- Некоторые родители в этом случае спешат скорее отдать ребенка в детский сад, надеясь, что там он быстрее заговорит. Это правильно?

- Не совсем. Конечно, движимый инстинктом подражания, ребенок может заговорить чуть быстрее, но ведь лучше всего речь развивается в общении. А собеседниками трехлетнего малыша становятся в саду его одногодки, словарный запас которых крайне скромен. О грамматической правильности речи, ее содержательности и образности тут и говорить не приходится. Воспитательница же даже при желании не может подолгу беседовать с каждым малышом. Так что ребенок в саду действительно начинает говорить чуть быстрее, но качество его речи оставляет желать лучшего. Постоянное общение со взрослыми принесет больше пользы. С малышом, который плохо говорит, нужно,  как можно больше беседовать буквально обо всем, что «попадается под руку» - еде, одежде, покупках в магазине, погоде, природе и т.д. Кроме того, развитию речи способствует развитие мелкой моторики пальцев. Специальных пальчиковых игр существует множество, литературу по этой теме найти не так уж трудно. Самые простые и полезные игры такие: соединяем по очереди большой пальчик с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. Ходим по столу «собачкой», то есть на четырех пальцах, «слоном» - вытянув «хобот» и т.д. Кстати, все эти игры очень полезны для всех детей без исключения, но для детей с ЗПР они просто жизненно необходимы и заниматься придется дольше.

- Что можно посоветовать тем родителям, чьи дети в пять-шесть лет не способны усидеть на месте больше трех минут и из-за этого не могут заниматься ни в каких группах?

- В таких случаях врачи и психологи чаще всего ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Это состояние заслуживает отдельного подробного разговора. Сейчас скажем лишь, что и оно неплохо поддается коррекции, если начать занятия своевременно. Малышу трех-четырех лет помогут специальные корректирующие упражнения и игры. Для преодоления синдрома гиперактивности очень полезно ползание. Да-да, обыкновенное ползание. Оно заставляет координировать работу правой и левой рук и ног и таким образом способствует формированию межполушарных связей в мозге. Полезно качание на качелях (вестибулярный аппарат находится рядом с лобными долями, которые отвечают на функции самоконтроля). Необходимо развитие мелкой моторики, которое включает игры с перекладыванием, вкладыванием предметов, собиранием пирамид, нанизыванием (крупных бусин или нарезанных на кусочки старых фломастеров).

      Могли ли  Вы, уважаемые родители,  представить, что существует такое множество объективных причин, мешающих нашим детям быть примерными учениками с раннего детства? С одной стороны, есть от чего впасть в уныние. С другой, коль скоро большинство этих причин, по мнению группы учителей  школы и психолога, можно устранить, этим надо заняться не откладывая. Так что за работу, уважаемые родители!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школа для дошкольников. Советы родителям »


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

городской округ Первоуральск Свердловской области

ул. Набережная, 9

_______________________________

Школа для дошкольников
Гармоничное развитие или непосильные нагрузки?


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ



















Первоуральск, 2015

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


Вечереет. Родители возвращаются с работы, забирают детишек из детского сада. Кто-то не торопится домой, и малыши увлеченно ковыряют лопатками снег. Вот этому пятилетнему мальчугану тоже очень хочется повозиться в сугробе и хотя бы чуточку покачаться на качелях. Но мама не отпускает его руку и ускоряет шаг. «Мы же опаздываем на занятия!» - беспокоится она и, несмотря на сопротивление сына, решительно ведет его на урок в группу гармоничного развития...

Впрочем, это может называться и несколько иначе - курсы по подготовке к школе, школа раннего развития детей и т.п. Но смысл один - это школа для дошкольников. Таких сейчас в городе множество, и привести ребенка в первый класс не умеющим читать, считать и писать считается прямо-таки неприличным. Но это, разумеется, "игры для родителей", это их волнуют соображения престижности учебного заведения, это для них важно, чтобы их отпрыск раньше других освоил азбуку и научился считать. А вот дети далеко не всегда относятся к учебе с тем энтузиазмом, которого ждут от них взрослые. И получается, что неприязнь к учебе формируется раньше, чем ребенок поступает в первый класс.

Практический опыт говорит о том, что не бывает детей, абсолютно не способных к учебе. Бывает лишь несоответствие индивидуальных особенностей ребенка той программе, по которой его пытаются обучать. Но родители, увы, часто не подозревают об этом, и курсы по подготовке к школе выбирают, учитывая лишь их удобное месторасположение, время начала занятий и размеры оплаты. А ведь если программа ребенку не подходит, то все эти очевидные плюсы ровно ничего не значат.

Однако дело не только в программе. Некоторые родители наивно думают, что если они водят ребенка в какую-либо группу гармоничного развития, к тому же платят за это энную сумму, то на этом их миссия закончена. Мол, там, на занятиях, их ребенка должным образом «разовьют» и научат всему необходимому. А это ведь глубочайшее заблуждение. Самое важное для развития ребенка - это такая атмосфера в семье, в которой его познавательно-игровая активность ничем не сдерживается, а наоборот всячески поощряется. Если этого нет, посещение всяческих школ для дошкольников может даже принести вред.


- На что же нужно обращать внимание при выборе группы подготовки к школе?


- Главная беда здесь вот какая: очень часто происходит явный перекос в пользу развития логического мышления и в ущерб образному, которое для детей пяти-шести лет более естественно.

Можно сказать, что взрослые бессознательно «воюют» за то, чтобы как можно скорее превратить детей в свое подобие - в рациональных и рассудочных человечков, не давая им насладиться преимуществами детской эмоциональности и непосредственности. Преподают на курсах для малышей часто те же учителя, что и в школе, и они ждут от своих маленьких учеников рассуждений, анализа, синтеза, невольно перенося сугубо школьные методы и подходы в эту в общем-то еще «садовскую» группу.

А малышам это не под силу, им трудно, непонятно и неинтересно. Для них самое естественное, интересное и полезное занятие - игра. А вот об этом - то педагоги нередко забывают.


- Как же должен выглядеть «правильный» учебный процесс в группах для пяти-шестилетних детишек?


- Для детей такого возраста главное - игра. Только в игре ребенок чувствует себя сильным и всемогущим, только в игре он - хозяин положения, автор сюжета. А это - очень важное условие. Для того чтобы учеба доставляла удовольствие и была успешной, совершенно необходима опора на чувства и эмоции. Что это значит?

Если мы хотим, чтобы малыш научился, например, считать, нужно создать ситуацию, в которой он сможет прочувствовать, что такое один, что такое много, что такое на один больше и т.д. Для этого предметы, которые он будет считать, должны быть не нарисованы в книжке, а даны ему в руки. Если считаем кружочки, их надо подержать, пощупать. Поговорить о том, где в жизни встречаются предметы похожей формы.

Если хотим приступить к решению задач, то и в них лучше всего для начала играть. Например, сидели на столе две кошки - это должны быть действительно кошки (игрушечные или просто вырезанные из бумаги). Одна из них может «уйти», и тогда будет ясно, сколько осталось и как именно это произошло.

Если изучаем буквы, малорезультативно их только рассматривать и писать. Очень полезно лепить буквы из пластилина, ощупывать их большие объемные изображения. И, конечно, нельзя забывать о том, что «подготовка к школе» - это не только обучение чтению, счету и письму. Для гармоничного развития ребенка очень важно рисование, лепка, танцы, музыка, спорт (особенно плавание, фигурное катание).


- Если говорить о программах, то какая из существующих ближе всего к этому идеалу?


- На наш взгляд, самая удачная программа «Школа России». Занятия проводятся в игровой форме с использованием музыки, рисования, лепки, танцев, с привлечением образов фольклора, близких и понятных детям. Базовые учебные пособия этой программы – «По дороге к азбуке» (Бунеев, Бунеева, Кислова), «Игралочка» (Петерсон, Кочемасова), «Раз ступенька...» (Петерсон, Холина), "Все по полочкам" (Горячева, Ключ).

Великолепная программа. Но! Она годится только для детей, развитие которых полностью соответствует возрастным нормам. Дети с малейшим отставанием в развитии памяти, внимания, речи это программу усваивают с трудом. А их в наши дни гораздо больше, чем было раньше. Делают свое дело ухудшение экологии и, как это ни парадоксально звучит, успехи современной медицины: женщины вместе с врачами решают, какую беременность прервать, а какую сохранить. В результате появляются на свет малыши с серьезными неврологическими проблемами, которые и пополняют собой число тех, кому впоследствии ставится диагноз «задержка психического развития». И эти дети, раз уж их родили и выходили, требуют особого внимания, строго индивидуального подхода и, конечно, особого терпения и старания при их обучении.


- Может быть, таких малышей лучше не «мучить» учебой раньше времени?


- Наоборот, именно с ними нужно начать заниматься как можно раньше. Только программы для таких детей нужны особые, корректирующие. Лучше всего, конечно, обратиться к детскому психологу или нейропсихологу, который сможет грамотно оценить степень и характер задержки развития и порекомендовать конкретную развивающую программу.

Вообще, прежде чем отдать любого ребенка в любую группу по подготовке к школе, желательно обратиться к психологу и сразу оценить, подойдет ли ему данная программа, - чтобы не тратить впустую время и деньги. Например, если малыш в три-четыре года все еще не слушает книжки, отдавать его на любые курсы совершенно бесполезно и даже вредно. Ведь у такого ребенка не сформирован слуховой канал восприятия информации. Совершенно очевидно, что если он не способен на слух воспринять даже простейшую сказку, он тем более не воспримет никакой информации о звуках, буквах, цифрах и т.д. А если учебные задачи с самого начала непосильны, то ни любознательности, ни интереса они пробудить не смогут.


- Что же делать?


- Начинать нужно все с тех же сказок. Не хочет слушать? Значит, надо не просто читать, а поиграть с малышом в сказку. Конечно, книжка должна обязательно быть с яркими картинками, но еще лучше будет, если ее героев удастся нарисовать и вырезать из плотной бумаги, чтобы их можно было по ходу сказочного сюжета передвигать, трогать, подбрасывать, гладить и т.п. Пригодятся также куклы - обычные или на руку, для кукольного театра.

Хорошо помогает развить слуховой канал игра в сравнения: наполните пустые спичечные коробки разным содержимым (горохом, манкой, фасолью, металлическими скрепками, стеклянными бусинками) и предлагайте ребенку различить на слух звук, который раздается, если потрясти эту или другую коробочку. Учите малыша различать «голоса» погремушек (одна звенит, другая трещит, третья пищит) и называть каждую, не глядя. Записывайте на магнитофон голоса животных и птиц, родственников и знакомых и учите распознавать их. Просите постучать по столу столько раз, сколько вы хлопнете, крикнуть столько раз, сколько вы постучали, и т.п.

Другая разновидность задержки психического развития - несформированность зрительного канала. Если ребенок на вид не способен сказать, что больше, что меньше, что длиннее, что короче, плохо ориентируется в цветах, об успешной учебе говорить также не приходится. Не спешите отдавать его в группу подготовки к школе. Самого лучшего эффекта вы достигнете, если сами будете постоянно обращать внимание ребенка на предметы окружающего мира: вот это дерево толще, а это тоньше, эта машина красная, а эта - белая, эта кошка пушистая, а эта - гладкошерстая.

Высший же пилотаж в развитии зрительного канала - способность видеть мысленно. Например, после того как прочитали сказку, надо предложить малышу закрыть глаза и вспомнить, какого цвета был, например, платочек у Машеньки или грибочек на полянке. Это упражнение тренирует не только зрительный канал восприятия, но и память, и воображение.


- Известно, что дети, которые плохо говорят, нередко испытывают трудности в учебе. Но родители часто не хотят признать, что с их ребенком что-то не так, объясняя ситуацию тем, что он «просто ленится», «не хочет» говорить. По каким признакам можно определить, что развитие речи действительно запаздывает?


- Существуют общеизвестные нормы развития речи. А именно: до года ребенку свойственно гуление, а также он может произносить отдельные слоги. К полутора годам должны появиться первые слова (мама, папа), понимание слов вообще. К двум годам, а у мальчиков к двум с половиной должны появиться первые фразы. Если в три года фраз еще нет, это уже сигнал о том, что надо принимать меры.


- Некоторые родители в этом случае спешат скорее отдать ребенка в детский сад, надеясь, что там он быстрее заговорит. Это правильно?


- Не совсем. Конечно, движимый инстинктом подражания, ребенок может заговорить чуть быстрее, но ведь лучше всего речь развивается в общении. А собеседниками трехлетнего малыша становятся в саду его одногодки, словарный запас которых крайне скромен. О грамматической правильности речи, ее содержательности и образности тут и говорить не приходится. Воспитательница же даже при желании не может подолгу беседовать с каждым малышом. Так что ребенок в саду действительно начинает говорить чуть быстрее, но качество его речи оставляет желать лучшего. Постоянное общение со взрослыми принесет больше пользы. С малышом, который плохо говорит, нужно, как можно больше беседовать буквально обо всем, что «попадается под руку» - еде, одежде, покупках в магазине, погоде, природе и т.д. Кроме того, развитию речи способствует развитие мелкой моторики пальцев. Специальных пальчиковых игр существует множество, литературу по этой теме найти не так уж трудно. Самые простые и полезные игры такие: соединяем по очереди большой пальчик с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. Ходим по столу «собачкой», то есть на четырех пальцах, «слоном» - вытянув «хобот» и т.д. Кстати, все эти игры очень полезны для всех детей без исключения, но для детей с ЗПР они просто жизненно необходимы и заниматься придется дольше.


- Что можно посоветовать тем родителям, чьи дети в пять-шесть лет не способны усидеть на месте больше трех минут и из-за этого не могут заниматься ни в каких группах?


- В таких случаях врачи и психологи чаще всего ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Это состояние заслуживает отдельного подробного разговора. Сейчас скажем лишь, что и оно неплохо поддается коррекции, если начать занятия своевременно. Малышу трех-четырех лет помогут специальные корректирующие упражнения и игры. Для преодоления синдрома гиперактивности очень полезно ползание. Да-да, обыкновенное ползание. Оно заставляет координировать работу правой и левой рук и ног и таким образом способствует формированию межполушарных связей в мозге. Полезно качание на качелях (вестибулярный аппарат находится рядом с лобными долями, которые отвечают на функции самоконтроля). Необходимо развитие мелкой моторики, которое включает игры с перекладыванием, вкладыванием предметов, собиранием пирамид, нанизыванием (крупных бусин или нарезанных на кусочки старых фломастеров).


Могли ли Вы, уважаемые родители, представить, что существует такое множество объективных причин, мешающих нашим детям быть примерными учениками с раннего детства? С одной стороны, есть от чего впасть в уныние. С другой, коль скоро большинство этих причин, по мнению группы учителей школы и

психолога, можно устранить, этим надо заняться не откладывая. Так что за работу, уважаемые родители!


Стимулируем природную любознательность

и пытливость ребенка


  • Позволяйте своему ребенку участвовать в жизни Вашей семьи (составлять список продуктов, выбирать рецепты, помогать в приготовлении еды, вместе обсуждать  и планировать семейный походы…).



  • Обязательно читайте вместе со своим ребенком письма друзей и родственников.


  • Рассказывайте своему ребенку о своих школьных годах (о Ваших собственных удачах и недостатках).


  • Рассматривайте вместе с Вашим ребенком домашний календарь, обсуждайте погоду, времена года, каникулы, наступающие праздники.


  • Говорите название городов, по которым Вы проезжаете или  путешествует.


  • Следите, чтобы ребенок не проводил много времени перед телевизором, обсуждайте просмотренные телепередачи.


  • Обязательно ходите с ребенком в музеи, театры, зоопарк.


  • Относитесь с большим интересом ко всему, о чем рассказывает Вам ребенок, и обязательно поддерживайте его даже в тех областях, где Вы сами не очень - то разбираетесь.


  • Для любого своего хобби ребенок готов читать и собирать нужную ему информацию. Это учит его защищать свои убеждения и аргументировать. Помогайте своему ребенку в его увлечениях.


  • Проявляйте интерес к каждому дню, проведенному в школе. Спрашивайте, что сегодня происходило в школе, какие темы обсуждались на уроках. Не интересуйтесь только лишь отметками!

О ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Мария Арцикова

Говоря о готовности к школе, родители зачастую даже не понимают насколько важным фактором является самостоятельность ребенка. Если ребенок не умеет одеваться или вытирать себе попу. то даже если он по своему развитию будет готов к поступлению в Оксфорд, все-таки подержите его дома. Степень готовности ребенка может быть оценена детским психологом, но есть многие мелочи, которые психологу не увидеть. Умеет ли ваш сын закрывать кран или правильно замотать шарф, а дочка аккуратно заправиться- об этом знаете только вы. Я говорю о вопросах бытовой самостоятельности и самообслуживания, которые ребенку в школе сразу понадобятся.

Когда это касается похода в школу, бытовая зависимость бьет ребенка напрямую. Если ребенок не умеет быстро одеться и раздеться перед физкультурой, то его будет преследовать чувство униженности, и из таких вещей по крупицам будет собираться самоощущение себя в школе, оформляться отношение к нему учителя и одноклассников. Он сразу получает на лоб табличку вечно копающихся детей. "Ах, этот вечно копается!"А он не копается, у него проблема с самообслуживанием. В столовой нужно быстро поесть любую еду и убрать за собой тарелку. Нужно быстро вымыть руки. Все эти ситуации, при невозможности с ними справиться, еще больше усугубляют шоковую ситуацию в которую попадает домашний ребенок в школе. Особенно, если он младше остальных детей. Тема "самостоятельности" -обратная сторона унижающей ребенка "зависимости". Поэтому, как только ребенок произнес слова "я сам", нужно терпеть и разрешать ему делать вещи самому. Значит, придется вставать на пол часа раньше и разрешать ему самому одеться, и на пол часа позже ложиться. Значит, вам нужно преодолеть свое чистоплюйство и разрешить ему самому вытирать себе попу. Все это должно быть оформлено задолго до школы.

Сначала совершайте нужное действие вместе с ним, постепенно передавая ему "руль управления", но в тот момент, когда он уже научился делать, но все еще делает плохо - ТЕРПИТЕ, НЕ ТЯНИТЕ К НЕМУ РУКИ, ЧТОБЫ ИСПРАВИТЬ! Если вы все равно будете перематывать шарф, который он завязал, то он вообще не станет это делать, он же понимает, что все равно его работа окажется бессмысленной. Не обязательно учиться наматывать шарф, когда на улице 20 градусов мороза, или аккуратно заправляться только перед приходом гостей, но если он все умеет, то это ставит его в школе сразу в более выгодную ситуацию.

Если у ребенка сложности с мелкой моторикой, то полностью поменяйте ему гардероб, пусть будут штаны, а не комбинезоны, ботинки на липучках, а не с шнурками, лишь бы он мог делать все самостоятельно. Разумеется, всегда можно настоять, на том, что вы оденете ребенка сами, и он сдастся, но нельзя сводить жизнь только к тому, что сейчас вы очень торопитесь. Важнее помнить, что зависимость ребенка унижает, и правильнее дать несколько месяцев уважения к человеку, чтобы он делал сам, а вы признавали его право на самостоятельность и, именно, терпели. И если исправляли любое из его действий, то или делали это предельно незаметно, или попросив у ребенка разрешения. Мы говорим о воспитании у человека самоуважения и уверенности в своих силах. Все случаи, где вы лишаете его самостоятельности, оборачиваются против ребенка. Просто в разных возрастах это будет выглядеть по-разному. А мы говорим о самом вашем подходе к этой проблеме.

Отсутствие самостоятельности воспринимается как тюрьма, и из тюрьмы вырывается с треском. Если вы до третьего класса не разрешаете ему одному гулять, то первый же самостоятельный поход обязательно окончится нарушением запретов, и хорошо еще, если это будет просто поход с мальчишками в подвал "покурить". Это обычная, дежурная ситуация срыва, а создали мы ее сами, своим подходом, тем, что не разрешали ему в три года самому завязывать шнурки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школа для дошкольников. Советы родителям

Автор: Павлова Татьяна Германовна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-siuzhietno-rolievyie-ighry-dlia-doshkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "170061"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423497334"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Полезные советы родителям школьников. "
    ["seo_title"] => string(42) "polieznyie-soviety-roditieliam-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "155115"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421244629"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Консультация для воспитателей Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniia_vzaimootnoshen"
    ["file_id"] => string(6) "531081"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575908704"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Консультация для родителей.  Как подготовить ребёнка к школе."
    ["seo_title"] => string(59) "konsultatsiiadliaroditielieikakpodghotovitriebionkakshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "324418"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461686"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План работы родительского клуба "На пороге школы""
    ["seo_title"] => string(52) "plan_raboty_roditiel_skogho_kluba_na_poroghie_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "412620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493674847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства