Статья «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития»
Статья «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития»
Тастаева Ботагоз Владимировна,
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
воспитатель ясли/сада №47 «Байтерек»
Статья «Дидактическая игра
как средство коррекции детей с задержкой психического развития»
С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.
Крупская Н. К.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в
последние годы особую актуальность, так как в последнее время отмечается значительный рост дошкольников, страдающих задержкой психического развития. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени они проводят в играх. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я использую в своей работе.
Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для меня важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Поэтому, основной целью моей работы по теме «Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития» является: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и.т.д.)
Хочется отметить, что при подборе дидактических игр для детей с ЗПР я преследую коррекционные цели, и учитываю особенности развития дошкольников
В дидактической игре для детей с задержкой психического развития я стараюсь создавать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт.
В работе с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения я соблюдаю следующие этапы:
1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап - формирование специфических игровых действий:
- совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».
- по подражанию «корми как я».
- самостоятельно.
-обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
3-ий этап: - обучение планированию игры.
Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.
4-ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению. К ним относятся следующие: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные; в) словесные.
Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт, а использование дидактических игр в воспитании и развитии детей в условиях детского сада помогает решить не только проблему коммуникации детей, но и развить всю речевую систему.
Считаю, что польза применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. В игре ребенок раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал. Так любимое занятие детей становится для них не только приятным времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития»»
Тастаева Ботагоз Владимировна,
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
воспитатель ясли/сада №47 «Байтерек»
Статья «Дидактическая игра
как средство коррекции детей с задержкой психического развития
С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.
Крупская Н. К.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в
последние годы особую актуальность, так как в последнее время отмечается значительный рост дошкольников, страдающих задержкой психического развития. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени они проводят в играх. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, которые я использую в своей работе.
Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для меня важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Поэтому, основной целью моей работы по теме «Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития» является: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и.т.д.)
Хочется отметить, что при подборе дидактических игр для детей с ЗПР я преследую коррекционные цели, и учитываю особенности развития дошкольников
В дидактической игре для детей с задержкой психического развития я стараюсь создавать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт.
В работе с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения я соблюдаю следующие этапы:
1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап - формирование специфических игровых действий:
- совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».
- по подражанию «корми как я».
- самостоятельно.
-обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
3-ий этап: - обучение планированию игры.
Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.
4-ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению. К ним относятся следующие: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные; в) словесные.
Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно- обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт, а использование дидактических игр в воспитании и развитии детей в условиях детского сада помогает решить не только проблему коммуникации детей, но и развить всю речевую систему.
Считаю, что польза применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. В игре ребенок раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал. Так любимое занятие детей становится для них не только приятным времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и развития.