Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения по лексической теме "Зимующие птицы"»
Игры и упражнения по лексической теме
«Зимующие птицы»
1. "Угадай по описанию" Цель: упражнять детей в отгадывании описательных загадок о птицах. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (синичка) ***
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь) ***
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая. Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока) ***
В серой шубке перовой И в морозы он герой, Зимовать не улетает, Под карнизом обитает. (воробей) ***
Серая кофта, чёрный кафтан. Гнёзда вьёт из прутиков И кричит «кар-кар». Что это за птица? Ну-ка, угадай. (ворона) ***
Эта птица – почтальон, Не собьётся с курса он. Он живёт на площадях, На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поёт, Бодро семечки клюёт. Реагирует на свист, Он боится хищных птиц. Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал? (голубь) ***
Он по-рабочему одет – Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пёстрая спецовка. (Дятел)
2. "Угощения для птиц" Цель:закреплять представления детей о зимующих птицах, систематизировать знания о том, чем питаются зимующие птицы, формировать у детей мышление о заботе и бережном отношение к птицам.
3. "Кто прилетел на кормушку" Цель: закреплять умение узнавать и называть зимующих птиц.
4. "Один - много" Цель: учить образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа.
Непоседа птица эта - Одного с берёзой цвета. Птица говорливая, Самая болтливая. Верещунья белобока, А зовут её. (сорока) ***
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (снегири) ***
Символ мира – это он. И отличный почтальон. А ещё и в дождь и в холод Путь домой отыщет … (голубь) ***
Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка -. (воробей) ***
В тёплый край не улетают, На морозе распевают, Эти птички-невелички Называются … (синички) *** Окраска сероватая, Крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто это? (ворона)
Разместить птиц на кормушке, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из птиц или меняет их местами.
7. "Где какая птица находится?" Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, использовать в речи наречия "справа", "слева", "наверху", "внизу", "посередине", "в центре", "близко", "далеко", "сзади", "впереди".
8. "Птичья столовая" Цель:закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Птицы разложены на столе. Воспитатель читает стихотворение. По сюжету стихотворения дети находят и приносят нужных птиц. Птицы размещаются около кормушки.
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв - Стая жадных воробьев В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний - Путешественник-скворец. Вот и песенке конец.
9. "Можно - нельзя" Цель: закреплять правила подкормки птиц зимой. Можно: подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени; кормить птиц регулярно, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время, кормить полезными продуктами ( пшено, семечки. сало, рис, овес, желуди, просо, скорлупу куриного яйца).
Нельзя: ссориться во время подкормки, оставляют на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки; подкармливают птиц не регулярно, в разное время; корма класть много, птицы его рассыпают, давать ржаной хлеб, жареные и соленые продукты.
10. "Назови ласково" Цель: упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Птицы прилетели, улетели, поклевали, сидят, воркуют, клюют, машут и т.д.
12. "Что есть у птицы" Цель: активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц. Педагог предлагает детям перечислить части тела птицы.
13. «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе антонимов. У вороны клюв большой, а у воробья - …, У сороки хвост длинный, а у синицы - … У вороны туловище крупное, а у воробья - … У воробья лапки тонкие, а у вороны - … У дятла клюв толстый, а у синицы - …