kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие на тему: "Суффиксы. В гостях у животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема

В гостях у животных. Суффиксы.

Логопедическая: развитие фонематических представлений.

Лексическая: дикие животные леса.

Грамматическая: образование новых слов при помощи суффикса, развитие морфологического анализа и синтеза.

Цель темы

  1. Развитие фонематических  представлений через игры «Шифровальщики», «Кто в домике живёт?», «Угадай, сколько звуков?» в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов.
  2. Формирование умения анализировать морфологическую структуру слова через  образование новых слов при помощи суффиксов, развитие связной речи через работу с деформированным текстом,  развитие орфографической зоркости через автоматизацию правила ча - ща пиши с буквой а.
  3. Увеличение словарного запаса по теме: «Дикие животные нашего леса» через  расширение семантического поля,
  4. Развитие речеслуховой памяти, внимание, логическое мышление, творческое воображение через отгадывание загадок с элементами программирования, «Найди лишнее», «Путаница».
  5. Воспитывать любовь к животным, формировать сознание духовных ценностей: семьи, дома, труда через лексическую тему данного занятия, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи через формы работ: групповой, работа в парах, фронтальной.

Планируемый результат

-знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

-научиться образовывать новые слова при помощи суффикса; пользоваться полученными  знаниями в новых и творческих условиях.

Основные понятия

- состав слова

--орфограмма в суффиксах;                                   

Межпредметные связи

окружающий мир, русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Тема: « В гостях у животных. Суффиксы».

наглядный материал, индивидуальные пособия,  ИКТ - презентация, индивидуальная тетрадь.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами необычное занятие, и  к нам пришли гости. Повернитесь, ребята, кивните головой, это будет ваше приветствие,  улыбнитесь и садитесь.

  1. Психогимнастика

Сейчас мы с вами представим себя на облачке и отправимся в путешествие.

Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно нарисуйте облачко. Они бывают разной формы. Каждый своё представляет. Прислушайтесь к своему дыханию.   Оно спокойное, ровное. Вдох-выдох. Представьте мягкие, пушистые облака, проплывающие мимо нас. Яркое ласковое солнышко согревает нас. Подставьте свои щёчки. Вдох – выдох. Мы проплываем над лесом. Опуститесь чуть пониже, дотроньтесь до иголочек ёлки. Чувствуется покалывание ладошек. Ёлочка нас не хочет обидеть. Поют птицы. Вдох-выдох. Как хорошо в лесу! Как свободно! Вдох – выдох. Куда нас несёт облачко? Откройте глаза. Поморгайте ими. Отдохните.

  1. Целевая установка.

Сейчас мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место.   Вы должны сейчас сами догадаться, где мы с вами приземлились.

Попробуйте расшифровать слова.

1 ряд – вот это ваше слово.                    2 ряд – вот ваше слово.

1  2  3  4  5  6  7  8

А  о  я  е л  н  п  с

5486 13                                                                           725361

лесная                                                                             поляна

Так нас встретила лесная полянка.

- А с кем мы с вами здесь встретимся, вы тоже догадаетесь сами.

Работа в подгруппах.

1 ряд – 1 слово;

2 ряд- 3 слово.

За правильно выполненное задание дети получают полоску, за индивидуальные ответы – картинки.

  1. Развитие фонематических представлений.

Игра «Угадай, сколько звуков»?

Возьмите цифровой ряд от 1 до 10. Я буду называть слова, а вы должны посчитать количество звуков и показать их мне на пальцах. Задание выполняем молча.

Лиса, медведь, заяц, ёж.

- Ребята, в каких словах  вы испытывали трудности?

- А сейчас отгадайте, кто в каком домике живёт?

Игра «Кто- кто в этом домике живёт»?

- В первой клетке царь зверей, самый сильный, самый гордый, самый опасный. Но название этого сильного зверя всего из 3 звуков. Кто же это?   (лев).

- Во второй клетке зверь тоже свирепый. В его названии 4 звука. Кто это?  (тигр)

- У этого зверя звук о находится между в и л. (волк)

- А у этого животного 3 звука, но 4 буквы, первый звук р.

- Кто был внимательным, может мне сказать, что животных я называла ещё одним словом. Каким?

- Звери.

- А вот есть ещё одно слово. Догадайтесь.

- В нём 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные  - и.

- Хищники.

- Мы можем их всех назвать хищниками.

- Да.

- Но здесь есть одно лишнее слово. Как вы думаете, какое это слово?

Лев – это житель жарких стран. А мы говорим об обитателях леса.

 Мы повстречались с лесными зверями в их доме – в лесу. Нас окружают высокие деревья, цветы, грибы. Но, давайте, не будем забывать, что мы здесь гости, а в гостях   принято вести себя хорошо и прилично.

Побывав в гостях, мы научимся с вами вглядываться в слова, изменять их, объяснять смысл новых слов и многому другому.

Индивидуальная работа.

полоска

  1. Лексико-грамматические конструкции.

 

 

- Но не бывает такого, чтобы животные жили по - одиночке. У каждого зверя есть своя семья.  Давайте вспомним их родственные связи.

- У меня здесь части слов, но не всё понятно. Сейчас я вам буду показывать другие части слова, а вы должны угадать, к какому слову можно отнести эту часть.

-иц-, -их-  ят-, -ат- 

- А кто мне  может напомнить, какую часть слова мы добавляли?

- Суффикс.

- Что он делает со словом?

- Образует новые слова.

- У нас получается новое значение слов?

- Да.

- Как мы его обозначаем?

- Домиком.

- И каким цветом мы договорились?

-Зелёным. Цветом травы. 

- Как мы назовём слова первой колонки?

- Мамы или родители.

-Какие там  суффиксы встречаются?

- -ИЦ- , - ИХ-

- Второй колонки?

-Детёныши.

- Посмотрите  на суффиксы детёнышей. На  какие две группы мы их можем разделить?

-Суффикс –АТ- и –ЯТ-.

-  Кто-то может объяснить, а когда пишется  -ат-, а когда –ят-?

- Ча - ща пиши с буквой а.

Игра «Прыгаем - приседаем».

- Давайте, потренируем себя в написании этих слов.

- Я буду называть слова. Вы, если услышите суффикс –АТ- -      подпрыгиваете, а если –ЯТ-    приседаете.

Сейчас мы каждое семейство должны соотнести с домом.

Я показываю карточки, вы читаете и помещаете их куда нужно.

- Берлога,  дупло, нора, логово. 

- Какое животное у нас осталось без домика?

- Заяц.

- А какой дом у зайца?

- Под кустиком.

- Кто-нибудь может объяснить, почему?

Фронтальная работа.

Тигрица – тигрята

Волчица – волчата

Зайчиха – зайчата

Медведица – медвежата

Лисица – лисята

Рысята

Тигрята

Бельчата

Волчата

Ежата

  1. Физкультминутка.

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

     7 .  Связная речь. Работа с деформированными предложениями.

- Иду я сегодня на работу, вдруг зайчик – шустряк из кустов выбегает.  Он меня испугался – «прямо душа в  пятки ушла». Бросил конверт мне под ноги и только я его  косого и видела.  Давайте, посмотрим, что там?

- Ой, да здесь разбросанные предложения. Давайте их соберём по порядку, и может быть у  нас что-то получится.

- Был сильный мороз.

- Женщины пошли к озеру за водой.

- На льду сидела лисица.

- Тявкает бедняжка, а убежать не может.

- Рыжая охотница ещё вечером села у проруби.

- Она долго поджидала добычу.

- Хвост и примёрз ко льду.

- Как в сказке.

- И что же у нас получилось?

- Радуга. Любят радугу  все люди. И животные, наверное, тоже.

Групповая работа.

  1. Музыкальная пауза.

Давайте послушаем песню «Паучок» А. Мичурина. Может, вы потом скажете,  о чём она?Разгадывание ребусов.

Игра «Путаница».

Соединив буквы  по линиям, можно прочитать пословицу.

- Волка ноги кормят.

- Как вы её понимаете?

Работа в парах.

  1. Отгадывание загадок.

-  Сейчас, вы получите вот такие карточки. Здесь загадка про животного и справа – 4 отгадки.   Вы соединяете стрелочками свою загадку с отгадкой.  Давайте, теперь поделимся своими загадками.

1.Зимой спит, летом ульи ворошит.

2.Рыжая птичница пришла в  курятник наводить порядки.

3.Маленький,  беленький

По лесу прыг – прыг,

По снежочку тык – тык.

4.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят.

5.Кто зимой холодной,  ходит злой, голодный?

6. Эта рыжая плутовка, кур ворует очень ловко.

Индивидуальная работа.

  1.  Рефлексия.

- Ну вот, ребята, наше занятие  подходит к концу. Пора подводить итоги. Сегодня мы на занятии получали подарки и полоски. Может у нас что- то должно получиться.

Выйдите к   доске, посмотрите, что можно из этих полосок составить.

- Дом.

- Теперь возьмите свои призы. У кого крыльцо – поставьте его справа от дома.  У кого – забор – слева.  Печку – в правый угол.  Трубу – на крышу дома.  Окно – посередине, а вот бабочек, птичек, облака куда хотите.  

  1.  Подведение итогов.

Мы сегодня с вами проделали большую работу.  Мыс вами повторили суффиксы животных, мы выполняли разнообразные задания, я думаю, все эти знания вы можете применить на своих занятиях, а вот, кто скажет, а что ещё самое главное было на нашем занятии?

У всех живых существ есть семья, есть дом, а  создание очага есть великий труд. Вы даже песню про это прослушали. Создать, а потом сохранить и приумножить – не  это ли  счастье? А для нас сегодня счастье – хороший труд, от которого мы получили радость. Мы себе устроили небольшой праздник, а праздник без подарков не бывает.

Вручение призов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему: "Суффиксы. В гостях у животных" »

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 3»




Логопедическое мультимедийное занятие на тему:


«Суффиксы животных».


2 класс.





Учитель – логопед: Куценко Дина Камолова

первая квалификационная категория

высшее профессиональное образование

стаж работы – 32 года






2013 год



Тема

В гостях у животных. Суффиксы.

Логопедическая: развитие фонематических представлений.

Лексическая: дикие животные леса.

Грамматическая: образование новых слов при помощи суффикса, развитие морфологического анализа и синтеза.

Цель темы


  1. Развитие фонематических представлений через игры «Шифровальщики», «Кто в домике живёт?», «Угадай, сколько звуков?» в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов.

  2. Формирование умения анализировать морфологическую структуру слова через образование новых слов при помощи суффиксов, развитие связной речи через работу с деформированным текстом, развитие орфографической зоркости через автоматизацию правила ча - ща пиши с буквой а.

  3. Увеличение словарного запаса по теме: «Дикие животные нашего леса» через расширение семантического поля,

  4. Развитие речеслуховой памяти, внимание, логическое мышление, творческое воображение через отгадывание загадок с элементами программирования, «Найди лишнее», «Путаница».

  5. Воспитывать любовь к животным, формировать сознание духовных ценностей: семьи, дома, труда через лексическую тему данного занятия, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи через формы работ: групповой, работа в парах, фронтальной.

Планируемый результат

-знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

-научиться образовывать новые слова при помощи суффикса; пользоваться полученными знаниями в новых и творческих условиях.

Основные понятия

- состав слова

--орфограмма в суффиксах;

Межпредметные связи

окружающий мир, русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Тема: « В гостях у животных. Суффиксы».

наглядный материал, индивидуальные пособия, ИКТ - презентация, индивидуальная тетрадь.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.




  1. Организационный момент.



Сегодня у нас с вами необычное занятие, и к нам пришли гости. Повернитесь, ребята, кивните головой, это будет ваше приветствие, улыбнитесь и садитесь.



  1. Психогимнастика.



Сейчас мы с вами представим себя на облачке и отправимся в путешествие.

Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно нарисуйте облачко. Они бывают разной формы. Каждый своё представляет. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно спокойное, ровное. Вдох-выдох. Представьте мягкие, пушистые облака, проплывающие мимо нас. Яркое ласковое солнышко согревает нас. Подставьте свои щёчки. Вдох – выдох. Мы проплываем над лесом. Опуститесь чуть пониже, дотроньтесь до иголочек ёлки. Чувствуется покалывание ладошек. Ёлочка нас не хочет обидеть. Поют птицы. Вдох-выдох. Как хорошо в лесу! Как свободно! Вдох – выдох. Куда нас несёт облачко? Откройте глаза. Поморгайте ими. Отдохните.



  1. Целевая установка.



Сейчас мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место. Вы должны сейчас сами догадаться, где мы с вами приземлились.

Попробуйте расшифровать слова.

1 ряд – вот это ваше слово. 2 ряд – вот ваше слово.

1 2 3 4 5 6 7 8

А о я е л н п с

5486 13 725361

лесная поляна

Так нас встретила лесная полянка.

- А с кем мы с вами здесь встретимся, вы тоже догадаетесь сами.

Работа в подгруппах.

1 ряд – 1 слово;

2 ряд- 3 слово.








За правильно выполненное задание дети получают полоску, за индивидуальные ответы – картинки.

  1. Развитие фонематических представлений.



Игра «Угадай, сколько звуков»?

Возьмите цифровой ряд от 1 до 10. Я буду называть слова, а вы должны посчитать количество звуков и показать их мне на пальцах. Задание выполняем молча.

Лиса, медведь, заяц, ёж.

- Ребята, в каких словах вы испытывали трудности?


- А сейчас отгадайте, кто в каком домике живёт?

Игра «Кто- кто в этом домике живёт»?

- В первой клетке царь зверей, самый сильный, самый гордый, самый опасный. Но название этого сильного зверя всего из 3 звуков. Кто же это? (лев).

- Во второй клетке зверь тоже свирепый. В его названии 4 звука. Кто это? (тигр)

- У этого зверя звук о находится между в и л. (волк)

- А у этого животного 3 звука, но 4 буквы, первый звук р.

- Кто был внимательным, может мне сказать, что животных я называла ещё одним словом. Каким?

- Звери.

- А вот есть ещё одно слово. Догадайтесь.

- В нём 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные - и.

- Хищники.

- Мы можем их всех назвать хищниками.

- Да.

- Но здесь есть одно лишнее слово. Как вы думаете, какое это слово?

Лев – это житель жарких стран. А мы говорим об обитателях леса.

Мы повстречались с лесными зверями в их доме – в лесу. Нас окружают высокие деревья, цветы, грибы. Но, давайте, не будем забывать, что мы здесь гости, а в гостях принято вести себя хорошо и прилично.

Побывав в гостях, мы научимся с вами вглядываться в слова, изменять их, объяснять смысл новых слов и многому другому.

Индивидуальная работа.

полоска

  1. Лексико-грамматические конструкции.



- Но не бывает такого, чтобы животные жили по - одиночке. У каждого зверя есть своя семья. Давайте вспомним их родственные связи.

- У меня здесь части слов, но не всё понятно. Сейчас я вам буду показывать другие части слова, а вы должны угадать, к какому слову можно отнести эту часть.

-иц-, -их- ят-, -ат-

- А кто мне может напомнить, какую часть слова мы добавляли?

- Суффикс.

- Что он делает со словом?

- Образует новые слова.

- У нас получается новое значение слов?

- Да.

- Как мы его обозначаем?

- Домиком.

- И каким цветом мы договорились?

-Зелёным. Цветом травы.

- Как мы назовём слова первой колонки?

- Мамы или родители.

-Какие там суффиксы встречаются?

- -ИЦ- , - ИХ-

- Второй колонки?

-Детёныши.

- Посмотрите на суффиксы детёнышей. На какие две группы мы их можем разделить?

-Суффикс –АТ- и –ЯТ-.

- Кто-то может объяснить, а когда пишется -ат-, а когда –ят-?

- Ча - ща пиши с буквой а.

Игра «Прыгаем - приседаем».

- Давайте, потренируем себя в написании этих слов.

- Я буду называть слова. Вы, если услышите суффикс –АТ- - подпрыгиваете, а если –ЯТ- приседаете.

Сейчас мы каждое семейство должны соотнести с домом.

Я показываю карточки, вы читаете и помещаете их куда нужно.

- Берлога, дупло, нора, логово.

- Какое животное у нас осталось без домика?

- Заяц.

- А какой дом у зайца?

- Под кустиком.

- Кто-нибудь может объяснить, почему?

Фронтальная работа.

Тигрица – тигрята

Волчица – волчата

Зайчиха – зайчата

Медведица – медвежата

Лисица – лисята













Рысята

Тигрята

Бельчата

Волчата

Ежата



  1. Физкультминутка.



Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.



7 . Связная речь. Работа с деформированными предложениями.



- Иду я сегодня на работу, вдруг зайчик – шустряк из кустов выбегает. Он меня испугался – «прямо душа в пятки ушла». Бросил конверт мне под ноги и только я его косого и видела. Давайте, посмотрим, что там?

- Ой, да здесь разбросанные предложения. Давайте их соберём по порядку, и может быть у нас что-то получится.

- Был сильный мороз.

- Женщины пошли к озеру за водой.

- На льду сидела лисица.

- Тявкает бедняжка, а убежать не может.

- Рыжая охотница ещё вечером села у проруби.

- Она долго поджидала добычу.

- Хвост и примёрз ко льду.

- Как в сказке.

- И что же у нас получилось?

- Радуга. Любят радугу все люди. И животные, наверное, тоже.

Групповая работа.


  1. Музыкальная пауза.



Давайте послушаем песню «Паучок» А. Мичурина. Может, вы потом скажете, о чём она?



  1. Разгадывание ребусов.



Игра «Путаница».

Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу.

- Волка ноги кормят.

- Как вы её понимаете?

Работа в парах.


  1. Отгадывание загадок.



- Сейчас, вы получите вот такие карточки. Здесь загадка про животного и справа – 4 отгадки. Вы соединяете стрелочками свою загадку с отгадкой. Давайте, теперь поделимся своими загадками.

1.Зимой спит, летом ульи ворошит.

2.Рыжая птичница пришла в курятник наводить порядки.

3.Маленький, беленький

По лесу прыг – прыг,

По снежочку тык – тык.

4.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят.

5.Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?

6. Эта рыжая плутовка, кур ворует очень ловко.

Индивидуальная работа.


  1. Работа с фразеологизмами.



  1. Рефлексия.



- Ну вот, ребята, наше занятие подходит к концу. Пора подводить итоги. Сегодня мы на занятии получали подарки и полоски. Может у нас что- то должно получиться.

Выйдите к доске, посмотрите, что можно из этих полосок составить.

- Дом.

- Теперь возьмите свои призы. У кого крыльцо – поставьте его справа от дома. У кого – забор – слева. Печку – в правый угол. Трубу – на крышу дома. Окно – посередине, а вот бабочек, птичек, облака куда хотите.



  1. Подведение итогов.



Мы сегодня с вами проделали большую работу. Мыс вами повторили суффиксы животных, мы выполняли разнообразные задания, я думаю, все эти знания вы можете применить на своих занятиях, а вот, кто скажет, а что ещё самое главное было на нашем занятии?

У всех живых существ есть семья, есть дом, а создание очага есть великий труд. Вы даже песню про это прослушали. Создать, а потом сохранить и приумножить – не это ли счастье? А для нас сегодня счастье – хороший труд, от которого мы получили радость. Мы себе устроили небольшой праздник, а праздник без подарков не бывает.

Вручение призов.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Логопедическое занятие на тему: "Суффиксы. В гостях у животных"

Автор: Куценко Дина Камиловна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект логопедического занятия на тему "Птичий двор""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-ptichii-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "282067"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453642773"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства