Просмотр содержимого документа
««Играем и дыхание развиваем» Методические рекомендации для развития речевого дыхания у детей.»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад № 27» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
«Играем и дыхание развиваем»
Методические рекомендации для развития речевого дыхания у детей.
Автор: учитель-логопед I квалификационной категории Хворова Е.В.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами.
Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным.
При выполнении дыхательных упражнений важно выполнять некоторые рекомендации:
‒ воздух набирать через нос, без напряжения, не поднимая плеч;
‒ во время выдоха воздух выходит только через рот;
‒ выдох должен быть длительным, плавным. Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы;
‒ во время выполнения упражнений нельзя добирать воздух с помощью коротких вдохов;
‒ строго дозировать количество и темп упражнений, так как это может привести к головокружению.
Приведем несколько примеров игровых упражнений на развитие речевого дыхания.
Оборудование: трубочка для коктейля, лист плотной бумаги, стаканчик с окрашенной водой
Описание: Педагог раздает детям листы бумаги и трубочки для коктейля, предлагает опустить трубочку в окрашенную воду, капнуть каплю краски на лист бумаги и подуть на неё через трубочку.
Установка: воздух вдыхать через нос, без напряжения, не поднимая плеч, выдуть на одном выдохе, не добирая воздуха. Во время выдоха не надувать щеки.
Если всё выполнено верно, то капля покатится по листу бумаги. Добиваться, чтобы капля «путешествовала» как можно дольше.
И. Гурина
С неба капелька упала, На кузнечика попала, Отскочила на лягушку, А с лягушки - на кукушку, А с кукушки - на пенек, Укатилась в ручеек. Зазвенела, заиграла, Речку быструю догнала. С золотой играла рыбкой, На волне качалась зыбкой, И спешила целый день Мимо шумных деревень. Ей коровы вслед мычали, Кони гривами качали, И кудрявые овечки Выходили к чистой речке. Мимо пашен, мимо гор, Через лес и через бор Речка капельку несла И до моря доплыла.
«Кто спрятался?»
Цель: выработка длительного, непрерывного выдоха; активизация губных мышц, согласование существительного и числительного в роде, числе, падеже.
Оборудование: трубочка для коктейля, одноразовая пластиковая тарелка.
Описание: Детям раздаются одноразовые пластиковые тарелки. На дно тарелки приклеена картинка с 5-ю детёнышами животных, картинка засыпана манной крупой.
Установка: воздух вдыхать через нос, без напряжения, не поднимая плеч, выдуть на одном выдохе, не добирая воздуха. Во время выдоха не надувать щеки. Сдуть всю манную крупу с картинки, сосчитать и сказать, сколько детёнышей пряталось под манкой.
Оборудование: трубочка для коктейля, одноразовый стаканчик, медицинская перчатка, наклейка или картинка для сюрпризного момента.
Описание: Детям раздаются одноразовые стаканчики. На дне стаканчика – сюрприз, в стаканчике проделано отверстие по диаметру трубочки для коктейля, в него вставлена трубочка. На стаканчик натянута медицинская перчатка и вправлена внутрь стаканчика, прикрывая «сюрприз»
Установка: воздух вдыхать через нос, без напряжения, не поднимая плеч, выдуть на одном выдохе, постараться надуть перчатку.
Упражнение повторить так, чтобы перчатка слетела со стаканчика. Найти «сюрприз»
Когда не знаешь о подарке, Подарок радует вдвойне, Сюрпризом он тогда зовется, Так говорится в словаре.
Описание: Педагог раздает детям палочки. На них на ниточках (длина 20-25 см) висят вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги сердечки розового, красного, малинового цвета.
Установка: воздух вдыхать через нос, без напряжения, не поднимая плеч, выдуть на одном выдохе, не добирая воздуха. Во время выдоха не надувать щеки.