kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра "Звуковые домики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Звуковые домики"»















«ЗВУКОВОЙ ДОМИК»

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ

ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ:

  • развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.

  2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО), способствуя:

  • овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;

  • формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;

  • овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

  • развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

  1. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми фонетико-фонематической стороной речи.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛА:

  • Звуковой домик изготовлен из листа фанеры, окрашен глянцевыми акриловыми художественными красками. На домик наклеены металлические шайбы для магнитного крепления картинок с графическим изображением звуков речи (букв).

  • Окошки звуковых домиков раскрашена в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые-

     синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом).

                             В соответствии с этим:

- красные окошки для гласных звуков;
- сине-зеленые окошки с колокольчиком – для согласных звонких    

  твердых и  мягких звуков;
- сине-зеленые окошки с наушниками – для согласных глухих

  твердых и  мягких звуков.


В набор "Звуковые домики" входит :

-два домика

- комплект картинок с изображением букв

- комплект "тактильные" буквы (для обводки, составления слогов, слов, игр)

- две стойки для домиков (для размещения на столах или горизонтальной поверхности)

- крепление для размещения " домиков" на вертикальной поверхности.



ИГРЫ

С «ЗВУКОВЫМ ДОМИКОМ», ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ (БУКВАМИ).

Дидактическая игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы;  умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.

Содержание игры: дети рассматривают картинку и произносят любимый звук паровозика: [У-у-у!]. Педагог обращает внимание детей на положение органов артикуляции (в зеркале):

- губы вытянуты трубочкой,

- язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,

- зубы сближены, но не сомкнуты,

- воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Звук [У]-гласный (его можно петь),

обозначение звука – круг (фишка)

красного цвета.

          Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:

          Буква У кричит: «Ура!».

          Руки тянет вверх она.

Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т.п.). Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У]. 

          По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.

Дидактическая игра «Летит и звенит».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [З], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Содержание игры: дети рассматривают картинку с изображением комара, произносят звук [З] хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

- губы в улыбке;

- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

- голосовые связки работают.

     Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, звонкий.

     Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку комара с графическим изображением буквы З и предлагает «нарисовать» букву пальчиками в воздухе и на столе. Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [З]. 

          По аналогии проводится знакомство с другими согласными звонкими звуками русского языка.

Игра «Слушай, не зевай, звуки (слоги) повторяй!»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать парные звонкие – глухие согласные на слух и в произношении.

Произнеси с рукой на горле

- изолированные звуки [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С];

- найди место звука в «Звуковом домике», опираясь на условные обозначения согласных звонких и глухих;

- произнеси слоговые ряды: ба-ба-ба – па-па-па;     бу-бу-бу   – пу-пу-пу;

                                                бо-бо-бо – по-по-по;    бы-бы-бы – пы-пы-пы.

(То же с другими парами звонких-глухих согласных [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С]).

- произнеси слова:

пас - бас                         колос – голос                      вата – фата

жутко – шутка               доля – Толя                        сайка – зайка

Игра «Подбери картинки»

Цель: Развитие фонематического восприятия, умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Т]-[Д], различать звонкие – глухие согласные в начале слова перед гласными.

Вариант 1.        

Содержание игры: Взрослый выкладывает на столе цветные предметные картинки (с магнитами с обратной стороны) на парные звонкие – глухие согласные [Д]-[Т]. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, выделяет первый согласный звук, отчетливо произносит его повторно с рукой на горле, определяет, звонкий он или глухой. Затем помещает картинку в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий - [Д], то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой – [Т], то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками. 

    В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные, которые «живут» в домике с колокольчиком, затем – на глухие согласные,  которые «живут» в домике с наушниками.

    Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].

Вариант 2.

Содержание игры: Ведущий раздает детям по одной картинке, предлагает выделить первый звук в ее названии и самостоятельно «поселить звук» в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий, то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой, то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками. 

      Второй вариант игры проводится в середине или конце года с детьми подготовительной к школе группы.

Игра «Найди пару»

Цель: Развитие фонематического представления, умения дифференцировать звуки [П]-[Пь] (и другие) на слух и в произношении.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи, оппозиционных по мягкости – твёрдости (например: [П]-[Пь]), и предлагает ребёнку подобрать картинки, в названиях, которых есть заданный звук. Необходимо назвать место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука:

Ребенок  берет картинку, с изображением "паровозика", "петрушка", а карточку с изображением буквы помещает в «Звуковой домик».

Аналогично проводится игра с другими оппозиционными по мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Вь], [Г]-[Гь], [Б]-[Бь], [К]-[Кь], [З]-[Зь],

[Ф]-[Фь], [Х]-[Хь], [С]-[Сь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] и т.д. По мере прохождения букв детьми.

Игра «Так ли это звучит?»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б]-[П], [Бь]-[Пь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе  предметные картинки, предлагает ребёнку взять одну картинку, выделить первый звук в ее названии и подобрать к звуку оппозиционный звук (по звонкости-глухости, твердости-мягкости). Затем необходимо дать характеристику каждому из звуков (с опорой на оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль), поместить букву в "звуковой домик".

Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Г]-[К], [Кь]-[Гь].

Игра «Путешествие в сказку»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Вариант1.
Содержание игры: 

Педагог предлагает детям подобрать подарки героям сказки, например: медведю – миску, малину; зайцу – зонт, звездочку; вороне – варежки, велосипед; ежу – ежевику, ель. Взрослый обращает внимание детей на то, что подарок герою должен соответствовать заданию:

- первый (последний) звук в названии подарка должен быть твердым;

- первый (последний) звук в названии подарка должен быть мягким;

- первый (последний) звук в названии подарка может начинаться как на мягкий, так и на твердый согласный звук.

      Давая характеристику звуку, ребенок находит соответствующую букву и помещает ее в «Звуковой домик».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних

     заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у    

     старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

  3. Колесникова В.Е. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2012.

  4. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО.

  5. ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.




Пособие для логопеда «Домик звуков»

Многофункциональное пособие своими руками.

Эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными материалом по теме, но не перегружающими психику ребенка. У каждого логопеда есть свои методы и приемы решения коррекционных задач. Многофункциональное настенное пособие выполнено на магнитной основе и создает возможности для успешного устранения речевого дефекта. Во время подгрупповых или индивидуальных занятий с использованием игр и упражнений стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и главное решаются следующие задачи: — автоматизация поставленных звуков; — формирование навыков фонематического анализа и синтеза; — развитие пространственных представлений; — формирование навыка осознованого чтения; — развитие ручной моторики. 



« Домик звуков» Задачи

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия, в том числе и буквенного образа. Развитие пространственных представлений. Развитие ручной моторики.
Оборудование
Домик звуков, магнитные трафаретные буквы, фишки для звукового анализа слова. 1. «Засели букву в домик» Дети дают характеристику звуку и заселяют в «квартиру», звонкие согласные – в сине-зеленые квадраты с колокольчиком, парные глухие в сине-зеленые квадраты, всегда твердые – в синие квадраты, всегда мягкие – в зеленые квадраты. 2. «Где находится буква?» Ребенок объясняет местонахождение заданной буквы в домике, активизируются предлоги (под, над, около, слева, справа). 3. На доске крепится картинка. Ребенок выполняет звуко — буквенный анализ слова. 4. «Угадай на ощупь» Предлагается, на ощупь определить какая буква в руках.
"Тактильные" буквы можно обводить, штриховать, раскрашивать в соответствующий цвет.
«Лечение слов» Задачи
Развитие ручной моторики, психических процессов.
Оборудование
Карточки букв. На магнитной доске выложены слова, в которых две буквы переставлены местами. Игровая ситуация: «На слова дул сильный ветер, буквы перепутались и заболели. Нам нужно им помочь, вылечить их, поставить все буквы на свои места». Ребенок составляет правильно слово и читает «вылеченное» слово: кааш (каша), луан (луна), мотс (мост), сонса (сосна) и т.д.
«Что не так?»Задачи
Упражнение в чтении слов. Развитие ручной моторики.
Оборудование
Карточки букв. На доске составлены слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (кони – кино, нос – сон, пила – липа и т.д.) или буквенным составом (слон – стон, рак – мак, дом – том и т.д.) Ребенок читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось. И другие игры: «Что лишнее?», «Сколько слогов?», «Подбери картинки на заданный звук», «Рассели животных». На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, адекватно оценивать свои успехи, успехи своих товарищей, это способствует закреплению речи и гармоничному развитию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Игра "Звуковые домики"

Автор: Асевова Лайла Гаджиевна

Дата: 28.08.2025

Номер свидетельства: 673650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическое пособие  по познавательному развитию   Разноцветные домики "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskoie-posobiie-po-poznavatiel-nomu-razvitiiu-raznotsvietnyie-domiki"
    ["file_id"] => string(6) "208665"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430856378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "" Гласные звуки и буквы""
    ["seo_title"] => string(20) "glasnyiezvukiibukvy1"
    ["file_id"] => string(6) "286811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454403615"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Дидактические игры и упражнения во второй младшей группе "Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук" "
    ["seo_title"] => string(150) "didaktichieskiie-ighry-i-uprazhnieniia-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie-vviedieniie-v-zvukovuiu-dieistvitiel-nost-i-razvitiie-proizvol-nykh-dvizhienii-ruk"
    ["file_id"] => string(6) "205459"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429892656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Игра по изучению белорусского языка"
    ["seo_title"] => string(38) "ighrapoizuchieniiubielorusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257902"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1448398670"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Серия дидактических игр по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с использованием моделирования. "
    ["seo_title"] => string(133) "sieriia-didaktichieskikh-ighr-po-razvitiiu-foniematichieskogho-slukha-zvukovogho-analiza-i-sintieza-s-ispol-zovaniiem-modielirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180179"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425136718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства