kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как средство общения дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра как средство общения дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство общения дошкольников.»

Раскрыть особенности дифференциальной диагностики


Дифференциальная диагностика представляет собой один из наиболее сложных видов диагностики, осуществляется обычно специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.

Также дифференциальная диагностика - это способ диагностики, исключающий не подходящие по каким-либо фактам или проявлениям отклонения, возможные у ребенка, что в конечном счёте должно свести заключение к единственному вероятному нарушению.

Дифференциальную диагностику осуществляет ПМПК

На сегодняшний день в процедуре дифференциальной диагностики ПМПК отсутствует четкая система критериев нарушенного развития и стандартизированных или хотя бы унифицированных наборов диагностических методик. Как показывает практика, в диагностической деятельности специалистам ПМПК часто приходится сталкиваться с детьми, отклонения в развитии у которых не позволяют применять традиционные диагностические методики, которые носят, как правило, вербализованный характер. Они вызывают трудности у детей, поскольку нарушения психического развития часто сопровождаются той или иной степенью речевой недостаточности. Полученные таким образом результаты не могут объективно свидетельствовать об уровне интеллектуального развития, затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности.

Цель дифференциальной диагностики – определить тип (вид, категорию) нарушения развития.

Дифференциальная диагностика решает следующие задачи:

  • оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

  • выявление первичного и вторичных нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

  • разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

  • определение и обоснование педагогического прогноза;

  • уточнение диагноза и определение типа учреждения, в котором необходимо проводить коррекционно-педагогическое обучение ребенка, определение программы его обучения и воспитания;

  • отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза;

  • прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, а также определение путей и средств развивающе-коррекционной работы.

Дифференциальная диагностика по формам проведения не имеет существенных различий от других видов психодиагностики.

Различие состоит в стратегии и направленности исследования.

В дифференциальной диагностике используются две группы методов: 1) тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, и 2) приемы качественной диагностики особенностей психического развития. В диагностике отклоняющегося развития используются преимущественно диагностические методы второй группы. Однако при их использовании ограничиваются возможности учета возрастно-психологического подхода к диагностике. В связи с этим, В.И. Лубовский считает, что дифференциально-диагностическое обследование должно сочетать экспериментально-психологический метод с количественно-качественной оценкой и учетом возрастных особенностей.

Необходимость отграничения сходных состояний

  • трудность диагностики самого дизонтогенеза и симптомов недоразвития внутри него (Последствия для ребенка и семьи);

  • многие синдромы психического недоразвития очень сходны с целым рядом состояний (определение адекватного подхода к лечебно-реабилитационным и коррекционно-развивающим мероприятиям);

  • всестороннее сравнительное исследование и анализ (Сравнение влияния обучения на детей одной группы).

Принципы дифференциальной диагностики

Принцип комплексного изучения

  • учит данных, полученных при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами: врачами, психологами, специальными педагогами;

  • При расхождении мнений назначается повторное обследование.

Принцип всестороннего, системного и целостного изучения

  • исследование его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения;

  • учит физического состояния;

  • соотношение первичных и вторичных отклонений.

Принцип динамического изучения

  • специфический в отечественной специальной психологии и педагогике, опирается на концепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальном и потенциальном.

Принцип качественно-количественного подхода

  • предусматривает при оценке выполненного задания учет конечного результата, способа действий, рациональности выбранных решений, логической последовательности операций, настойчивости ребенка;

  • Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, но дополняет, уточняет и обогащает их.

Принцип индивидуального подхода

Требует:

1- максимальной индивидуализации используемых методов, и материалов с учетом возрастных и характерологических особенностей;

2- специальной организации позитивной направленности ребенка на контакт со специалистом.

Этапы дифференциальной диагностики

Первый этап

Подготовка к дифференциальной диагностике. 

Включает в себя ряд шагов:

  1. постановка цели исследования;

  2. выдвижение психодиагностической гипотезы;

  3. постановка конкретных задач;

  4. создание психодиагностического комплекса;

  5. проведение пилотажного исследования (в случае необходимости).

Второй этап

Собственно обследование с использованием ранее подобранных методик. Длительность данного этапа зависит от поставленных целей, психического состояния обследуемых и др.

Третий этап

Обработка полученных данных, их обобщение. Такое обобщение может быть представлено в виде таблиц, карт обследования, в которых систематизируются использованные методики, диагностируемые показатели и т.п.

О.Н. Усанова предлагает следующую схему для качественного анализа результатов дифференциальной диагностики

1)   принятие задачи и понимание инструкции;

2)   возможность самостоятельного выполнения заданий и способы действий;

3)   результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок.

Четвертый этап

Написание заключения на основе интерпретации полученных результатов, в процессе которой производится сопоставление данных результатов с выдвинутой гипотезой.

Итог дифференциальной диагностики

На основании полученных данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.

Заключение

Перспективы развития диагностической работы  реализуются в создании новых оригинальных технологий обследования, основанных на знаниях из детской клинической психологии, нейропсихологии детского возраста, психосоматики в ее психологической составляющей.

Такая работа представляет собой проведение диагностики в едином ключе и комплексную многоаспектную квалификацию состояния ребенка. Результатом конечного этапа диагностики – психологического диагноза – должна стать не только оценка актуального состояния ребенка, но и обеспечение надежного прогноза его развития и обучения.

Таким образом, грамотный системный подход к дифференциальной диагностике детей с отклоняющимся развитием позволит на максимально возможных по времени ранних этапах определить тип отклоняющегося развития ребенка и начать своевременную коррекционную помощь, и, тем самым, создать возможности для включения ребенка в социокультурное пространство, в целом, и в образовательный процесс, в частности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра как средство общения дошкольников.

Автор: Арзамасова Елена Юрьевна

Дата: 21.01.2023

Номер свидетельства: 623693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Игра как средство общения дошкольников"
    ["seo_title"] => string(42) "igra_kak_sredstvo_obshcheniia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "594089"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639075525"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Игра как средство общения дошкольников."
    ["seo_title"] => string(44) "igra_kak_sredstvo_obshcheniia_doshkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "621187"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1671641008"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего  дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244292"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445905648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Сюжетно-ролевая  игра  как  средство  нравственного  воспитания  детей  старшего  дошкольного  возраста "
    ["seo_title"] => string(111) "siuzhietno-rolievaia-ighra-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "174120"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424092474"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Проект "Учебно-дидактические игры как средство развития социальных и коммуникативных компетенций дошкольника в условиях субъектного подхода" "
    ["seo_title"] => string(158) "proiekt-uchiebno-didaktichieskiie-ighry-kak-sriedstvo-razvitiia-sotsial-nykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-doshkol-nika-v-usloviiakh-subiektnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "172182"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423763256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства