kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает  наблюдательность, ловкость, самообладание  и  другие  черты  характера.  Она  придавала  особое  значение  играм, которые  развивают  самостоятельность, организаторские  навыки воспитывают  человека  с  психологией  общественника – коллективиста [6,c.135].

А.С.Макаренко  подчеркивал, что  «игра  имеет  важное значение  в  жизни  человека, она  является  подготовкой  к  труду  и  должна  постепенно  заменяться  трудом»[9,с.235].

Игровая  деятельность  детей всегда  связанна  с  возникновением  и  развитием  между  ними  определенных  взаимоотношений. В  игре  позиция каждого  ребенка  активна: он  играет, пока  сам  этого  хочет  и  пока  ему  интересно, активно  ищет  товарищей  для  игры, вступает  с  ними  в  определенные  отношения.  Дети сами  придумывают  игры, организуются  для  игры,  сами  разрешают  конфликты (или  не  разрешают - тогда игра  распадается),  сами  создают  играющие  группы , меняют  их  состав.         Игра  способствует  тесному  общению  детей, установлению  контактов  между  ними, возникновению  чувства  симпатии  и  антипатии.  Безусловно, активность  не  у  всех  детей  одинакова, и  это  нельзя  не  учитывать. Есть  дети  пассивные, замкнутые, робкие.  Именно  через  игру  легче  чем  через  обучение  и  труд, включить  таких  ребят  в  коллективную  деятельность ,  помочь  им  закрепить  свое  положение  в  коллективе  детей .  Конечно , при  этом  требуется  большой  такт  со  стороны  воспитателя , взрослых.  Они  не  должны  навязывать  свою  волю, обязаны  учитывать  индивидуальные  особенности  детей.  Замкнутым, пассивным, робким  не  под  силу  сразу  роль  организатора, главного, ведущего  в  игре. Если  им  приходится  выступать  в  этой  роли  по  настоянию  воспитателя , то  они , как  правило с  ней  не  справляются  и  начинают  вообще  избегать  коллективных  игр Коллективные  игры  сплачивают  детей, способствуют  формированию  товарищеских  отношений  между  ними.  В  таких  играх  детям  необходимо  согласовывать  свои  действия  с  действиями  других  участников  игры, выполнять  общеустановленные  правила, быть  справедливым  к  своим  товарищам. Многие  детские  игры  включают  в  себя  элементы  состязаний:  кто  самый  меткий, самый  ловкий, самый  быстрый. В  игре  кто-то  выигрывает, кто-то  проигрывает.  Такие  ситуации  позволяют  воспитателю  формировать  у  старших  дошкольников  справедливое  отношение  и  к  проигравшим, и  к  собственным  успехам, основанное  на  доброжелательности, желании  помочь  товарищу, научить  его  тому, что  он  еще  не  умеет  делать .

Играющие  либо  придерживаются  их, либо  нет, из-за  чего  и  возникают  разногласия. Тот, кто  не  выполняет  правила, нарушает  общий  замысел  и  ход  игры,  проявляет  свое  пренебрежение  к  играющим  и  этим  самым  вызывает  к  себе  соответствующее  отношение. Нарушающий  правила  или  подчиняет  себе  остальных  и  игра  изменяется  по  его  замыслу,  или  с  ним  перестают  играть  и  он  вообще  остается  вне  игры.

Для  возникновения  правильных  взаимоотношений  между  детьми  имеет  значение  и  содержание  игр, их  организация.

Содержание  игры  должно  быть  нравственным  в  том  смысле, что  в  них  отражаются   наблюдения  за  событиями  общественной  жизни, отношениями  людей, их  трудом  и  отдыхом [6,с.291].

Наиболее  доброжелательные  отношения  складываются  между  детьми, симпатизирующими  друг  другу. Тогда  общий  тон  взаимоотношений  в  игре  доброжелательный, решение  спорных  вопросов  происходит  на  справедливой  основе.  Дети  быстро  договариваются  о  том ,как  будут  играть ,распределяют  между  собой  роли ,уступают  друг  другу ,делятся  игрушками; когда  у  них  возникают  ссоры , они  умеют  их  улаживать  [6,с.45].

Недоброжелательные  отношения  складываются  в  группах, где  каждый  из  играющих  стремится  заставить  других  действовать  так, как  ему  кажется  нужным  и  интересным. Если  такие  дети  попадают  в  одну  группу, они  ссорятся, дерутся, обижают  друг  друга, их  игры  часто  кончаются  слезами,  острыми  конфликтами.   Очевидно, не  следует  соединить  «неконтактных» детей  в  одной  группе [6,с.49].

Задача  воспитателя, внимательно  наблюдая  за  детьми  в  играх, выявлять, на  какой  нравственной  основе  строятся  их  взаимоотношения, и  активно  воздействовать  на  формирование  правильных, гуманных  отношений. Для  этого,  прежде  всего  надо  вдумчиво  подходить  к  созданию  играющих  групп, помочь робким,  застенчивым  найти  себе  товарищей, тщательно  оценивать  первые  успехи  детей  в  игре, проявление  их  товарищеских  отношений, симпатий.  Маленькие  «командиры»  незаменимые  выдумщики  и  организаторы  игр,  должны  быть  в  каждой  группе, без  них  игра  не состоится. Но  взрослому  необходимо  следить,  чтобы  эти  дети  не  подавляли  инициативы  других, считались  с  играющими. Их  успехи  надо  оценивать,  возможно,  более  сдержанно  и  редко, но  особо  отмечать  проявления  с  их  стороны  чуткости к  товарищам.  Полезно  такого  дошкольника  включить  в  игровую  группу, в  которой  есть  товарищи  более  сильные  и  ловкие. Того, кого  сейчас  в  группе  почему-то  не  любят,  с  кем  не  хотят  играть,  лучше  всего  включить  в  «нейтральную» группу, без  ярко  выраженных  симпатий; там  его  скорее  примут  в  игру, он  испытает  радость  от  того, что  его  приняли, и  будет  стараться  хотя бы  первое  время  быть  «терпимым», уступать  другим [4,с.35].

Воспитатель  должен  находить  для  каждого  такую  играющую  группу, которая  оказывала  бы  на  него  положительное  влияние. Тогда  игра  станет  действенным  средством  нравственного  воспитания  детей,  будет  способствовать  установлению  правильных  товарищеских  отношений  между  ними [6,с.69].          

Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того, чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности. Рассмотрим строение игры:

 

 

  1. Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм.

  2. Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действия с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний. Но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно сюжетно – ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.[5,с.48].

     Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализации знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно – ролевых отношениях. В самом деле, одним из условий реализации, какой – либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно [10,с.65].

         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильина Ольга Александровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства