Просмотр содержимого документа
«Игра как средство общения дошкольников»
Игра как средство общения дошкольников
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.
В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.
Итак, играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие. В игре ребёнок учится общаться.
Младший возраст ребенка очень важен в развитии жизни его. Этот яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, Желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития речи детей и общения их друг с другом. Очень важно в этот момент не дать устать детям от обучения, нельзя забывать о различных видах деятельности, в том числе и игре.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств. Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом, игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольноговозраста.
Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и непосредственной образовательной деятельности, переход от игр забав через игры задачи к познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Успешному проведению игры для ребенка способствует доброжелательность взрослого, который положительно настраивает ребёнка на сотрудничество. Результативность использования обучающих игр повышается, если соблюдать последовательность в подборе игр и следовать принципам доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий. Организуя каждую игру, взрослый сначала проговаривает слова и выполняет движения игры одновременно с ребёнком. По мере освоения движений взрослый только задаёт вопросы или даёт игровое задание, а ребёнок исполняет свою роль самостоятельно. В играх также предполагаются усложнения, варианты, которые помогут поддерживать интерес детей и обеспечат развитие.
Игра - это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- подвижные,
- дидактические.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:
- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
- создаются необходимые атрибуты к игре;
- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.
Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. От того, как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии: - 2006. - № 6.
3. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. Творческий центр «сфера» Москва 2010.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2007.
5. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение,2009.