Игра как способ формирования культуры безопасности
Игра как способ формирования культуры безопасности
Не случайно, что именно сейчас, в век информационных технологий, многие коллективы ДОУ стали искать новые возможности для успешной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» и начинать надо именно с младшего возраста, когда только начинают закладываться основы поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра как способ формирования культуры безопасности»
Формирования у дошкольников культуры безопасности.
Грошева Е.Н., воспитатель муниципального бюджетного
центра развития ребенка –
детского сада № 31 города Орла
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок. Разрешить это противоречие возможно путем формирования у дошкольников умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, предотвратить опасность, научить ребенка осознанно действовать в той или иной ситуации. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания [1, с.5].
В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Поскольку культура и образование — это симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга [2], образование призвано быть для человека проводником в мир культуры, обеспечивать формирование основ ценностного отношения ребенка к миру, к самому себе, овладение элементарными культуро-сообразными способами деятельности, нормами культуры общения. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. [3, с.3] Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
К.Д. Ушинский считает, что образование сокращает количество опасностей, которые угрожают нашей жизни, сокращает количество причин страха, предоставляет возможность измерить опасность и определить ее последствия, сокращает напряженность страха ввиду этих опасностей. Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Данная проблема всегда актуальна – появляются новые источники опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории, обогащается культура. В наибольшей степени дети – это самая уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники нередко попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это дискутирует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста [4, c. 3].
У детей потребность в безопасности проявляется наиболее наглядно. Это обусловлено такими особенностями дошкольников, как восприимчивость, доверчивость к взрослым, зависимость от них, открытость в общении и любознательность, несформированность механизмов самосохранения, неумение анализировать обстановку, делать выводы, прогнозировать последствия действий [5, с. 106].
Одной из задач детского сада является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях. Определяя основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм). [1, с.8] Выбор форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей также должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.
Опираясь на классификацию В. Н. Мошкина [3], выделим в структуре содержания воспитания культуры безопасности такие компоненты: - воспитание мотивации к безопасности;
- формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
- формирование компетенций безопасного поведения;
- физическая готовность к преодолению опасных ситуаций; - готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности; - психологическая подготовка к безопасному поведению;
- качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка — под влиянием стиля семейного воспитания. Важность развития мотивационного компонента безопасного поведения трудно переоценить. Этим определяется значимость планомерной, целенаправленной, научно обоснованной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей. Требуется выработка единых подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, как принципа единого воспитательного поля. [6, с.7] Формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления как составляющая работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей. Знакомясь со свойствами предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме, дети усваивают знания о безопасной жизнедеятельности, формируют интеллектуальную готовность к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с умением совершать логические операции, переносить полученные знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи. [6, с.7] Определяющее значение при формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность детей. Формируя умения действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с дошкольниками определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведении художественной литературы, происходившие на самом деле и смоделированные кем-либо), погружать детей в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, общения и взаимодействия. [6, с.7–8]
Осуществление основного этапа психологической подготовки к безопасному поведению в дошкольном образовании связано со старшим дошкольным возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей 5–7 лет, можно выделить ряд направлений психологической готовки:
- формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю;
- коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям. [6, с.10]
Формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю является также важным направлением работы по подготовке детей к школе. Планирование деятельности и самоконтроль — это элементы учебной деятельности. Их формирование осуществляется в ходе решения детьми учебных задач, разрешения проблемных ситуаций, которые могут быть построены на материале любой образовательной области. [6, с.10] Формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей.
Для этого необходимо создание семейно-педагогической общности, в которой именно профессионалы выступают инициаторами согласования образовательных целей и задач семьи и детского сада задач, содержания и методов изучения темы «Безопасность» с родителями воспитанников. Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно осваивают позицию: необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам – как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научатся распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают возможность избегать опасных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.
Литература:
Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект : учеб. Пособие. М.: Экон-Информ, 2009. 386 с.
Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). — Л., 1990.
Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007–144с.
Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М.: Скрипторий 2003, 2010. 112 с.
Тимофеева Л.Л. Проблема обеспечения психологической безопасности дошкольников // Проблемы социализации растущего человека в современном мире: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. конф. (Белгород, 25-26 сентября 2013 г.). – Белгород, 2013. – С. 105-110.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(224) "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроке физической культуры в начальных классах. "
["seo_title"] => string(132) "podvizhnyie-ighry-kak-odin-iz-sposobov-povyshieniia-dvighatiel-noi-aktivnosti-na-urokie-fizichieskoi-kul-tury-v-nachal-nykh-klassakh"
["file_id"] => string(6) "236916"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1444200028"
}
}