Консультация для воспитателей:"Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей:"Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей:
«Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста».
Сегодня мы поговорим о том, как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Пожалуй, никто не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностные качества во многом определяются взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.
До трехлетнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой степени своего развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно – словесных ассоциаций (ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), например слово «больно» связано с чем – то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» - с чем – то хорошим, радостным.
Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно – словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекции, прививки и т.д), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения. Например, каждый из вас видел детей, которые от одного слова «врач», «укол», «таблетка» впадают в панику, испытывают страх, который можно сравнить со страхом перед большой опасностью. Сформировавшийся рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.
Большую роль играют оценки взрослого. Ребенок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливая ребенка, приговаривает: «Ешь побольше, здоровым будешь». В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью, т.к. психологи установили, что наименьшей популярностью пользуются дети склонные к полноте, «толстяки». Да и сами взрослые относятся к ним так же, очень часто совершая грубые психологические ошибки, когда общаясь с детьми говорят: «Ой, какой ты неуклюжий!», или «Ой, какой ты лопоухенький», такими высказываниями они проявляют негативное отношение к его внешности. Это отрицательно влияет на формирование целостного образа «Я» у ребенка, где немаловажное значение имеет физическая сторона, физическое «Я».
Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым, или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью ребенка. Например, если мама или воспитатель полностью сконцентрированы на своем недуге, то это повышает тревожность детей.
О формах общения взрослых и детей в формировании правильного отношения к своему здоровью надо рассказать более подробно, т.к. способы «прямого» воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка со взрослым участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т.д), то она и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку вовремя ложиться спать и т.д. Это все должно найти свое отражение в дидактических играх. Подобный прием можно использовать для подготовки ребенка к определенным неприятным процедурам (уколам, прививкам, лечению зубов и т.д).
Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек.
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. А привычка формируется на основе навыка (навык – это усвоенный способ действий, доведенный до автоматизма). Например, если ребенок научился кататься на коньках, ездить на велосипеде хорошо, плавать, то он будет делать это с удовольствием, и никогда не разучится этому навыку.
Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Привычки и навыки всегда должны шагать рядом – это основные критерии правильного воспитания. С.Я.Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Например, ребенок в 3 – 4 года должен не только сам раздеться, но и сложить или повесить свои вещи аккуратно, это должно быть сделано автоматически, привычно. И если ребенок не научился этого делать, значит он отстает от своих сверстников. Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому воспитатели с особым вниманием должны относится к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка. Так, как мы учим детей одеваться, раздеваться – мы обязательно должны проследить за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место; обучая мыть мылом руки и чистить зубы – обращаем внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и перед сном, полоскать полость рта после еды.
Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку. Для закрепления любой привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки. Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы ребенок хорошо выспался, чтобы в комнате не было холодно, чтобы упражнения не были трудными.
Нужно подчеркнуть, что для формирования положительных привычек особенно большое значение имеет не только похвала взрослого, но и первые положительные результаты. Неправильное подкрепление ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, есть руками, лениться мыть руки, курить и т.д). А искоренить возникшие вредные привычки намного сложнее, чем их привить.
Хочу дать несколько рекомендаций молодым педагогам:
- внимательно относитесь к формированию образно – словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся их здоровья;
- формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я;
- помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью ребенка;
- способы «прямого» воздействия на ребенка не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры. «Учи показом, а не рассказом»;
- воспитание положительных привычек способствует формированию у детей навыков безопасного поведения;
- помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем поощрение;
- наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность.
Подготовила:инструктор по физкультуре
МБДОУ №92 г. Оренбурга
Зацаринина Н.М
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей:"Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста" »
Консультация для воспитателей:
«Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста».
Сегодня мы поговорим о том, как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Пожалуй, никто не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностные качества во многом определяются взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.
До трехлетнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой степени своего развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно – словесных ассоциаций (ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), например слово «больно» связано с чем – то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» - с чем – то хорошим, радостным.
Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно – словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекции, прививки и т.д), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения. Например, каждый из вас видел детей, которые от одного слова «врач», «укол», «таблетка» впадают в панику, испытывают страх, который можно сравнить со страхом перед большой опасностью. Сформировавшийся рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.
Большую роль играют оценки взрослого. Ребенок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливая ребенка, приговаривает: «Ешь побольше, здоровым будешь». В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью, т.к. психологи установили, что наименьшей популярностью пользуются дети склонные к полноте, «толстяки». Да и сами взрослые относятся к ним так же, очень часто совершая грубые психологические ошибки, когда общаясь с детьми говорят: «Ой, какой ты неуклюжий!», или «Ой, какой ты лопоухенький», такими высказываниями они проявляют негативное отношение к его внешности. Это отрицательно влияет на формирование целостного образа «Я» у ребенка, где немаловажное значение имеет физическая сторона, физическое «Я».
Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым, или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью ребенка. Например, если мама или воспитатель полностью сконцентрированы на своем недуге, то это повышает тревожность детей.
О формах общения взрослых и детей в формировании правильного отношения к своему здоровью надо рассказать более подробно, т.к. способы «прямого» воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка со взрослым участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т.д), то она и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку вовремя ложиться спать и т.д. Это все должно найти свое отражение в дидактических играх. Подобный прием можно использовать для подготовки ребенка к определенным неприятным процедурам (уколам, прививкам, лечению зубов и т.д).
Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек.
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. А привычка формируется на основе навыка (навык – это усвоенный способ действий, доведенный до автоматизма). Например, если ребенок научился кататься на коньках, ездить на велосипеде хорошо, плавать, то он будет делать это с удовольствием, и никогда не разучится этому навыку.
Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Привычки и навыки всегда должны шагать рядом – это основные критерии правильного воспитания. С.Я.Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Например, ребенок в 3 – 4 года должен не только сам раздеться, но и сложить или повесить свои вещи аккуратно, это должно быть сделано автоматически, привычно. И если ребенок не научился этого делать, значит он отстает от своих сверстников. Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому воспитатели с особым вниманием должны относится к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка. Так, как мы учим детей одеваться, раздеваться – мы обязательно должны проследить за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место; обучая мыть мылом руки и чистить зубы – обращаем внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и перед сном, полоскать полость рта после еды.
Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку. Для закрепления любой привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки. Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы ребенок хорошо выспался, чтобы в комнате не было холодно, чтобы упражнения не были трудными.
Нужно подчеркнуть, что для формирования положительных привычек особенно большое значение имеет не только похвала взрослого, но и первые положительные результаты. Неправильное подкрепление ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, есть руками, лениться мыть руки, курить и т.д). А искоренить возникшие вредные привычки намного сложнее, чем их привить.
Хочу дать несколько рекомендаций молодым педагогам:
- внимательно относитесь к формированию образно – словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся их здоровья;
- формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я;
- помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью ребенка;
- способы «прямого» воздействия на ребенка не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры. «Учи показом, а не рассказом»;
- воспитание положительных привычек способствует формированию у детей навыков безопасного поведения;
- помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем поощрение;
- наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность.