kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на развитие сенсорных эталонов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ранний возраст – самый благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого не возможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершения деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавание творческих способностей малыша. Предлагаемая система игр – занятий с детьми на третьем году жизни, направлена на последовательное развитие у них восприятия цвета, формы, величины предметов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«игры на развитие сенсорных эталонов»

Игры на развитие сенсорных эталонов у детей

раннего возраста


Ранний возраст – самый благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого не возможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершения деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавание творческих способностей малыша. Предлагаемая система игр – занятий с детьми на третьем году жизни, направлена на последовательное развитие у них восприятия цвета, формы, величины предметов. 

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом их возрастных характеристик на этапе раннего возраста. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладению знаниями и умениями требуют постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). 

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. 

Сенсорное воспитание служит основой познание мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно ранний возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. 

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает не заметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте - обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положений в пространстве и т. п. 

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры дидактическим материалом. – формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве). 

- обучение способам обследования предметов.



Предлагаемые игры для сенсорного развития детей раннего возраста




ИГРЫ С ВОДОЙ.

Вылови игрушку (Для детей от 1 года)
• Предложите малышу бросать в воду игрушки, а затем их вылавливать разными способами: одной или двумя ладошками, двумя пальчиками, ситом и т, д. Спросите, какой способ удобнее, Понаблюдайте: если ухватить мячик ковшиком, он будет в нем плавать, а если ситом, то вода выльется, а мяч останется.
• А теперь пусть малыш поймает игрушку рукой. Оказывается, это не так уж и просто.
• Игра развивает моторику, наблюдательность.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Уточка (Для детей от 1 года)
• Покажите, как можно передвигаться, сидя на надувном бревне, вразвалочку, по-утиному. Покрякайте, «похлопайте крыльями» – доставьте ребенку удовольствие.
– Уточка да луговая.
Серая да полевая.
Где ты ноченьку ночевала?
– Под мостом, мосточком,
Под ивовым кусточком.
Уж я. утя, хожу, 
Малых деток вожу,
А я, утя, поплыву, 
Малых деток поведу.
Кря – кря - кря!
• Игра развивает координацию, умение общаться.

Шустрый мячик (Для детей от 1 года)
• Научите ребенка играть с мячиком: покатайте мячик по полу, толкните его, догоните и снова толкните.
• Объясните что вы делаете: «Смотри, как здорово – мячик покатился! Ну-ка, догоняй его! Вот я его сейчас догоню! Ой! Он опять от нас убегает!»
• Посадите ребенка на пол, расставив ноги, напротив себя. Покатите мяч в сторону малыша так, чтобы он поймал его двумя руками.
• А теперь предложите ребенку толкнуть мяч в вашу сторону; «Твоя очередь катить мячик!»
• Обязательно похвалите малыша (за меткость, силу удара и т. д.).
• Игры с мячами развивают крупную и мелкую моторику, умение общаться, договариваться.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Давай потанцуем! (Для детей от 1 года)
• Возьмите две мягкие игрушки. Одну дайте малышу (например, мишку), другая (зайчик) останется у вас.
• Покажите, как зайчик умеет весело плясать: «Мишка, давай потанцуем!»
• Чтобы мишка заплясал, помогите малышу повторить ваши движения, Включите музыку, танцуйте вместе с веселыми зверятами.
• Игра развивает координацию и мышление.


ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ
Совушка-сова
(Для детей от 1 года)
• Читая стишки, разыгрывайте сценки вместе с малышом.
Совушка — сова, большая голова 
(руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),
На суку сидела, головой вертела 
(не убирая рук, покрутите головой). 
Во траву свалилася 
(уроните руки на колени), 
В яму провалилася 
(уберите руки с колен и уроните их «в яму»).
• Игра развивает координацию чувства ритма.

Гимнастика для пальчиков (Для детей от 1 года)
Строим дом (Для детей от 1 года)

• Потренируйте пальчики малыша, чтобы каждый пальчик умел двигаться не только вместе с другими, но и изолированно.
Это – домик (ладошки приставлены друг к другу); 
Это – крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены) 
А труба – еще повыше 
(поочередно поднимаем вверх мизинцы и безымянные пальцы то на одной руке, то но другой, то на обеих одновременно).
• Игра развивает гибкость пальчиков, воображение.


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Играем в кубики (Для детей от 1 года — 1,5 лет)

• Приготовьте для игры набор кубиков или строительный конструктор, в который входят призмы, брусочки, пирамидки и т. д. (достаточно 4-5 штук).
• Покажите, как их перекладывать из руки в руку, стучать одним кубиком о другой, складывать на тележку и т. д. 
• Покажите, как поставить рядом два кубика, как поставить кубик на кубик или призму на кубик. Научите ломать построенные башенки.
• Взяв ручку ребенка в свою, постройте башню вместе. 
• Игра развивает зрительно-моторную координацию и познавательные способности.


ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.
Дай колечко
! (Для детей от 1 года)•

Купите пластмассовую пирамидку со стержнем диаметром 1-1,5 см и широкими разноцветными кольцами.
• Соберите пирамидку вместе с малышом. Говорите: «Дай мне колечко!»
• Собирайте так, чтобы большие кольца оказались снизу и сверху, а маленькие – посередине, чтобы пирамидку можно было катать.
• Потрясите пирамидку – колечки загремят.
• Разбирая пирамидку, попросите малыша снять 1-2 кольца.
• Эта игра развивает сообразительность, координацию движений, мелкую моторику и стремление достичь цели.

Сухой пальчиковый бассейн (Для детей от 1,5 лет)

• Насыпьте в небольшие прозрачные пластмассовые бутылки гречневую крупу, фасоль, горох и т. д.
• Теперь позвольте малышу исследовать, чем наполнены бутылки. В глубокие миски насыпьте разные крупы и поставьте их перед ребенком. Пусть малыш потрогает крупу, запустит ручки поглубже – дайте ему полную свободу Важно, чтобы ручки были сухими.
• Игра развивает зрение (малышам приходится следить глазами за движущимися предметами), тактильные ощущения и исследовательский интерес.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Коробка с сюрпризом
(Для детей от 1,5 лет)
• Положите в коробку 4-5 маленьких игрушек.
• Потрясите ее и скажите: «Кажется, в коробке что-то есть, давай посмотрим!»
• Снимите крышку и, вытаскивая игрушки по одной, передавайте их ребенку, обращая внимание на цвет, форму, детали.
• Покажите малышу, что коробка пуста: «Больше игрушек нет!»
• Снова положите игрушки в коробку, теперь предложите малышу их достать, а затем вновь положить на место.
• Когда ребенок овладеет в совершенстве искусством вытаскивать предметы из коробки, усложните задание. Заклейте коробку наглухо, а в стенках проделайте отверстие круглой, квадратной, треугольной или овальной формы.
• Малыш должен вытащить игрушку, просунув руку в отверстие.
• Игра развивает мелкую моторику, сообразительность и память.


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ Домик для малыша (Для детей от 1,5 лет)
• Устройте малышу укромный уголок.
• Можно снять один бортик с детской кроватки, а остальные занавесить одеялом. Можно вырезать окошко в старом покрывале. Крышу сделайте из покрывала или бумаги.
• Уголок получится, если составить полукругом несколько стульев, накрыв сверху тканью. Если накрыть стол большой скатертью, домик будет надежнее.
• Готовые домики продаются. Обычно это металлический или пластмассовый каркас, обтянутый тканью с дверью или круглым окошком.
• В домиках дети любят прятаться, играть, можно поиграть с ребенком в пятнашки. Как только малыш заберется в свое укрытие и скажет: «Я в домике!», вы проиграли,
• Игра развивает фантазию.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Подскажи словечко! (Для детей от 1 года)

• Прочитайте стихотворение целиком. Предупредите малыша, что в следующий раз он должен будет вам подсказывать.
• Читая стихотворение во второй раз, пропускайте последнее слово строки, например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч. 
А Барто
• Потом попросите малыша подсказывать два последних слова в каждой строчке.
• И, наконец, вам останется произнести только первое слово, а малыш закончит строчку или даже все стихотворение.
• Игра развивает память и речь.


ИРЫ НА ПРОГУЛКЕ.
Зайка беленький сидит
(Для детей от 1,5 лет)
• В игре участвуют взрослый и ребенок, можно предложить и другим ребятам стать маленькими зайчиками.
• Вы читаете стихотворение, а ребенок выполняет движения, о которых в нем говорится.
Зайка беленький сидит
(малыш садится на корточки),
Он ушами шевелит
(поднимает вверх руки («заячьи ушки»)
и шевелит то правой, то левой ладошкой).
Зайке холодно стоять
(прижимает согнутые в локтях руки –
эта лапки зайца).
Зайка хочет погулять
(ребенок переступает
с ноги на ногу, приседает).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
(встает, потирает руки и топает ногами),
Зойка мишку увидал
(взрослый изображает медведя, рычит).
Зайка – прыг и ускакал
(малыш убегает от «медведя»).
• Игра развивает воображение, координацию.


СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Коляска для куклы
(Для детей от 1,5 лет)
• Предложите малышу ходить, толкая перед собой игрушечную коляску. Возьмите коляску на прогулку. Пусть малыш прихватит с собой своих друзей: мягкие игрушки, куклу.
• Поначалу подстраховывайте ребенка во время ходьбы: если коляска поедет слишком быстро, кроха может упасть. Постепенно предоставляйте малышу больше самостоятельности.
• Игра поможет малышу научиться уверенно ходить, развивает координацию.

Машинка с прицепом (Для детей от 1 года)

• Купите небольшую машинку с прицепом с простой конструкцией крепления.
• Обратите внимание малыша на то, что в прицепе можно перевозить кубики и другие мелкие игрушки.
• Покажите, как отцепить и прицепить прицеп.
• Предложите малышу поиграть «в стройку» и перевезти кубики, из которых вы вместе с ним построите домик.
• Берите машинку с прицепом на прогулку, чтобы нагружать песком, камешками или снегом.
• Игрушка развивает умение продумывать действия, мелкую и крупную моторику.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
игры на развитие сенсорных эталонов

Автор: Алимагомедова Зарема Зилфикаровна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""Дидактические игры по развитию сенсорных эталонов""
    ["seo_title"] => string(52) "didakticheskie_igry_po_razvitiiu_sensornykh_etalonov"
    ["file_id"] => string(6) "653021"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1718643028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактической игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_sensornykh_sposobnostei_detei_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_po_sredstv"
    ["file_id"] => string(6) "473780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1529452090"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Тезисы по теме: Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры."
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_po_teme_razvitie_sensornykh_sposobnostei_detei_mladshego_doshkolnogo_vozr"
    ["file_id"] => string(6) "486680"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542716498"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Средства  формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни"
    ["seo_title"] => string(70) "sriedstvaformirovaniiasiensornykhetalonovudietieitrietieghoghodazhizni"
    ["file_id"] => string(6) "321216"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461239796"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Тезисы по самообразованию на тему : Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры."
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_po_samoobrazovaniiu_na_temu_razvitie_sensornykh_sposobnostei_detei_mladsh"
    ["file_id"] => string(6) "476232"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535005496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства