kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства  формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребенка. От того, как хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребенок сможет выразить все эти знания в речи. Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Например, в области цвета – это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего ребенок раннего возраста в предмете выделяет какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Поэтому, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни»

Средства формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Озерова Н.А.

ГБОУ Школа № 2097


Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребенка. От того, как хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребенок сможет выразить все эти знания в речи. Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Например, в области цвета – это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего ребенок раннего возраста в предмете выделяет какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Поэтому, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами дети запоминают и начинают использовать их названия.

Для успешного овладения сенсорными эталонами детьми третьего года жизни используются различные средства. К важнейшим средствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами относится создание оптимальной предметно-развивающей среды.

При организации предметно-развивающей среды группы необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

Для развития сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими материалами. По мнению В.С. Мухиной [5, с.64], при подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и синий и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность, тогда светло-красный и светло-зеленый предметы дети объединяют вместе, а темно-красные группируют с темно-синими и темно-зелеными.

Особое значение в сенсорном развитии детей третьего года жизни имеют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В процессе этих видов деятельности дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами в соответствии с программой детского сада. Даже если ребенка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталонам, то сам материал, с которым ребенок действует при рисовании, конструировании, выкладывании мозаики, аппликации, содержит необходимые образцы. Так, рисуя, ребенок пользуется красками, цвета которых подобраны в соответствии с цветами спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины, в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные круги, треугольники, квадраты и т. д.

При проведении работы по формированию сенсорных эталонов необходимо побуждать детей выполнять поисково-примерочные предметно-специфические действия, подсказываемые свойствами предметов: втыкать, вынимать, нанизывать, накладывать, открывать, закрывать; перекладывать предметы в мисочки, ведра, открывать и закрывать коробки. Если ребенок усвоил действие, необходимо способствовать его применению в несколько измененных условиях. В таких упражнениях ребенок усваивает правильные способы выполнения игровых действий: большой вкладыш невозможно втиснуть в маленькое отверстие; маленький кружок в большое отверстие положить можно, но тогда «окошко» закрыто не до конца, и остается большой вкладыш, который некуда девать.

Обогащают сенсорный опыт детей игры со строительными материалами. Они способствуют появлению у детей элементарных представлений о форме, величине предметов, ориентировке в пространстве. Так, воспитатель, показывая 2-3 резко контрастные по форме и величине детали из строительного побуждает детей не только узнавать эти детали, но и развивать более тонкую дифференциацию, например, различать прямоугольник, треугольник и призму.

Эффективным средством сенсорного воспитания детей третьего года жизни является природа, т.к. познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.

Однако, доминирующим средством в формировании сенсорных эталонов на третьем году жизни играет дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Л. А. Венгер [3,c.31] разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, такие как цвет, форма, величина, расположение в пространстве.

Рассмотрим более подробно освоение каждого из этих сенсорных эталонов.

Восприятие формы

Основная цель освоения этого сенсорного эталона - научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

Это такие практические действия, как:

– наложение фигур;

– прикладывание;

– переворачивание;

– сопоставление элементов фигур;

– обведение пальцем контура;

– ощупывание;

– рисование.

После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция.

Л.А. Венгер [4,с. 25] предлагает использовать следующие группы игр:

1. предложить найти ребенку предметы по образцу, которые имеют такую же форму, как: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие;

2. в игровой форме подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, форме и величине;

3. формировать умение находить геометрические фигуры по их названию.

Восприятие величины

Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как:

– наложение;

– прикладывание;

– ощупывание;

– измерение;

– группировка предметов по одинаковому признаку.

Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваивается самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При восприятии каждого параметра осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами (например, большая кукла и маленькая и т.п.), затем с геометрическими фигурами, а затем осуществляются в уме с опорой на рисунок.

Для каждого параметра величины предлагаются игры:

– с предметами;

– с объемными фигурами;

– с плоскими фигурами.

Как отмечает М.И. Богомолова [2,с.79], для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

– подбор одинаковых величин по образцу;

– различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот);

– закрепление названий за предметами разной величины: «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;

– использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;

– аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения;

– сопоставление частей и деталей предмета по величине.

В играх по определению величины используются различные предметы и игрушки.

Восприятие цвета

Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. По мнению Э.Г. Пилюгиной [6,с.57], работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос: «Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.

– сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить цвет в предмете.

– потом осваивают понятие (слово) «цвет» на примере 2-3 наиболее контрастных основных цветов (красный, желтый, синий).

Восприятие целостного предмета

По мнению С.А. Бахтигузиной [1, с.54], самая главная функция восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств. Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:

– конструирование предметов из составных элементов (конструкторы; картинки, разрезанные на несколько частей);

– узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (картинки с нарисованной частью предмета, животного, по которым ребенок должен узнать – кто это?);

– обнаружение похожего и различного в предметах (например, чем похожи: лиса, волк, молоток топор и т.д.?);

– словесное описание предметов (например, игра «Угадай кто» - ребенок описывает задуманное, а Вы угадываете);

– узнавание предметов по словесному описанию (та же игра, но поменяйтесь ролями с ребенком, загадки).

Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.

При целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка третьего года жизни наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Систематическое и планомерное использование всех средств формирования сенсорных эталонов ведет к прочному усвоению их детьми третьего года жизни, что является прочным фундаментом для успешного освоения программы детского сада и способствует интеллектуальному и речевому развитию детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бахтигузина, С.А. Связь сенсорного и речевого развития. думаю, чувствую и говорю [Текст] / С.А. Бахтигузина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 4. - С. 53-57.

  2. Богомолова, М.И. Формирование у дошкольников сенсорной культуры в практических действиях [Текст] / М.И. Богомолова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12 (36). - С. 074-081.

  3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978. - 46 с.

  5. Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника [Текст]: Учебное пособие / В.С. Мухина; Под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.

  6. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] / Э. Г. Пилюгина. - М.: 1983. – 126 с.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средства формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Автор: Озерова Наталья Алексеевна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Особенности сенсорного развития"
    ["seo_title"] => string(32) "osobennosti_sensornogo_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "500843"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550748981"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Методические рекомендации для воспитателей по организации логико - математических игр "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-vospitatieliei-po-orghanizatsii-loghiko-matiematichieskikh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "218943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433953652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства