- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедической работы, можно разделить на следующие виды:
На развитие общей моторики
На развитие мелкой моторики
На развитие ориентировки
На развитие фонематического восприятия
На закрепление фонематического восприятия
На закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
На обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры и упражнения с мячом,
направленные на развитие общей моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон. Можно: использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука; подбирать их по цвету; вводить с их использованием элементы самомассажа.
Упражнения:
- сжимание мячика;
- обхват пальцами;
- прокатывание;
- прокатывание между пальцами;
- разминание между ладонями.
Игры:
«Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцам и правой и левой руки.
«Дождик» - прокатывание шариков.
«Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных.
«Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации.
«Спираль».
«Кто быстрее?».
«Снежинки».
«Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь».
«Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов.
Используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
Упражнения:
- прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении;
- выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними….»);
- попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях;
- комплексы упражнений для ног с элементами массажа;
- рисование мячом фигур на полу.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
- «Мяч бросай и животных называй»
- «Я знаю 3(5) названий животных»….
- «Животные и их детеныши»
- «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
- «Подскажи словечко»
- «Скажи ласково»
- «Составь предложение»
- «Горячий – холодный» (антонимы)
- «Из чего сделано»
-«Лови да бросай – цвета называй»
- «Третий лишний»
- Какой по форме»
- «Один-много» (множественное число)
- «Бывает – не бывает»
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол.
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх.
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха.
«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово.
«Тихо – громко».
Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка».
Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А – и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».