Конспект подгруппового занятия для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тема: «Весна и приметы весны».
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков.
Коррекционно – образовательные задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко, навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа, образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, мелкую моторику и тактильную чувствительность.
Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.
Оборудование: картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы, дикие животные, мячи разных размеров и изготовленные из разных материалов.
Ход занятия:
Логопед: Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)
- А сейчас какой месяц?
- А какая погода у нас на улице? (Холодная)
Логопед: Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.
У меня в волшебной бабушкиной шкатулке, такая закличка тоже есть (дети произносят ее вместе с логопедом):
Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку.
И на бабушкину кошку.
Игра «Вопрос – ответ»- проводится с использованием резинового мяча.
Логопед: Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель);
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли);
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька);
- Если капли капают, какие они? (капающие);
- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова
КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Игра «Приметы Весны»
Логопед: А какие приметы весны вы еще знаете?
- солнце светит ярко и пригревает.
- на солнце снег начинает таять.
- появились первые проталинки вокруг деревьев.
- ночи стали короче, а дни длиннее.
- побежали веселые ручейки.
-мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
Логопед: Ваши ответы радуют меня.
Игра «Капельки или раздели на слоги» - проводится с использованием малых стеклянных мячиков – шариков. ( дети сидят за партами).
Логопед: Ребята, пока мы играли в мяч, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.( дети находят в тазике по одному предмету, название предметов делят на слоги и раскладывают в ведра с сосульками: 1 сосулька – 1 слог, 2 сосульки – 2 слога, 3 сосульки – 3 слога).
(Лист, лужа, сосулька, солнышко, дерево, капля, туча, ручей).
Игра «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика, перекатыванием по столу.
Логопед – дети
Солнце – солнышко;
Лист – листочек;
Лужа – лужица;
Сосулька – сосулечка;
Дерево – деревце;
Капля – капелька;
Туча – тучка;
Ручей – ручеёк.
Игры: «Выбери»
(Дети отбирают перелетных птиц и прикрепляют к дереву, а зимующих сажают в кормушку).
Игры: «Один – много»- проводится с использованием мяча из ткани.
Цель:/Совершенствование грамматического строя ( употребление существительных в единственном и множественном числе)/
Журавль – много журавлей,
Утка – много уток,
Лебедь – много лебедей,
Ласточка – много ласточек,
Грач – много грачей,
Аист – много аистов,
Скворец – много скворцов,
Стриж – много стрижей.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
(Звучит музыкальное сопровождение «рев медведя»)
(Дети сидят на стульчиках у мольберта. На нем прикреплены дикие животные и детеныши около своих домиков).
Игра «Чей? Чья? Чьё?»
Логопед: Лапа чья? (медвежья),
- морда чья? (волчья, лисья, заячья).
Игра: «Назови домик и детенышей).
Логопед: Где живет лиса? (в норе),
( медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле).
- У лисы кто детеныши? (лисята),
(медведицы – медвежата, у волчицы – волчата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата).
Логопед: Чтобы медведь громко не ревел, мы его угостим вареньем из малины.
- Варенье из малины какое? (малиновое).
Игра: «Угощение» - проводится с использованием резинового мяча.
- сок из моркови какой? (морковный);
- сок из персика какой? (персиковый);
- сок из яблок какой? (яблочный);
- сок из помидор какой? (томатный);
- сок из винограда какой? (виноградный);
- сок из груши какой? (грушевый);
- сок из мандарин какой? (мандариновый).
- Сколько звуков в слове СОК?
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
- Какой третий звук?
Логопед: Правильно
Заключительная часть.
Вспомнить, о чём говорили на занятии.