Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ № 61 «комбинированного вида»
г. Ленинск-Кузнецкий
Где живут 140 почему, или о вопросах, дающих интересные ответы.
Составила: Сухова Елена Леонидовна,
воспитатель высшей категории
средней группы «Пчёлки» МБДОУ № 61
2016
Где живут 140 почему, или о вопросах, дающих интересные ответы.
Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указывал известный психолог А.В. Запорожец, если не сформировать эти важнейшие качества в первые 5 - 6 лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли учёного подтверждает мудрая заповедь народной педагогики:
«Что узнал в детстве – высечено на камне; что узнал в старости – написано на льду».
С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающие предметы и явления. Ребёнок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчётливому.
Взрослые нередко стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характеристику каких – то объектов, разъясняют механизм их функционирования. В глубине души родители, быть может, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это делать».
Казалось бы, готовые знания ребёнку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Предмет, рассмотренным взрослым со всех сторон, становится для ребёнка ясным, но…формальным. При этом, как считает Н. Н. Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть самостимуляции. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребёнка в покое. Ведь дошкольник пока ещё мал.
А что же сам ребёнок? Его – то, как раз интересует многое, можно сказать – всё окружающее, и далёкое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.
Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания и обучения необходимо избирать родителям?
Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребёнком. Это, прежде всего заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументированно возразить.
О чём и как разговаривать с детьми? Прежде всего, о том, что интересует ребёнка.
Полистаем страницы книги К. Чуковского «От 2 до 5» - кладезь детской мудрости и интересов.
………….
Мама – 3 – летнему сыну:
- Слезь с окна, упадёшь, будешь горбатым.
- А верблюд, наверное, два раза упал?
……………
- Мам, правда, что люди от обезьян произошли?
- Правда.
- То – то я смотрю, обезьян так мало стало.
…………….
- Часы тикают, когда идут. А я когда иду, не тикаю. Может у меня тикалка сломалась?
…………….
- Если рыба дышит жабрами, то почему они у неё не на носу, а на ушах?
…………….
Как же взрослому реагировать на высказывания дошкольников? В дидактике на этот счёт имеются педагогические установки.
Первая: родителям необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение, поэтому следует всячески поощрять их.
Вторая: детские вопросы подсказывают взрослому, что ребёнок открыт для интеллектуального общения. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого.
Иногда детей подавляет авторитет взрослых, таких умных, знающих ответы на вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за своё неумение, недогадливость. Отсутствие сообразительности.
Поэтому третья педагогическая установка:
не подчёркивать своего интеллектуального превосходства над ребёнком, а поощрять его любознательность и пытливость.
Дети обожают слушать истории из жизни взрослых в семье, им интересны воспоминания близких об их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой.
Детей не удовлетворяет далёкая перспектива: пойдёшь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребёнку нужен ответ незамедлительно.
Вот тут и срабатывает четвёртая установка: возможность и целесообразность приобщения ребёнка к книге, к познавательной и справочной литературе. Она помогает достаточно быстро даже в дошкольном возрасте получить необходимую информацию.
Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых. Сотни детских «почему» будоражат сознание. Сотни вопросов ждут ответа.