«Где живут песчинки». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
Конспект занятия по опытно-эксперименталной деятельности дошкольников по проекту «Изучение свойств и качеств песка»
Вид занятия: комбинированный. Тема: «Где живут песчинки».
Программное содержание: Закреплять у детей умение различать и называть свойства песка: сыпучесть, липкость; и качества песка: мокрый темнее и тяжелее сухого; продолжать закреплять у детей правил безопасности при играх с песком: высоко не поднимать лопатку с песком Не сыпать в глаза, через трубочку дуть потихоньку. Обобщить знания детей о использовании песка людьми.
Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение делать элементарные выводы, развивать мелкую моторику рук с помощью проведения опытов «Сыпется- не сыпется» и «сделай отпечаток». Формировать желание узнавать новое о песке.
воспитывать умение работать в коллективе, слушать высказывания сверстников, устанавливать диалог со взрослым, оказывать посильную помощь при проведении игр песком.
Методические приёмы: совместная деятельность детей с воспитателем, показ действия, чтение моделей, совместное проговаривание, игрушка. Индивидуальная работа: учить Диму правильно держать лупу, закреплять с Сашей правильное прочтение моделей, учить Алёну не торопиться при выполнении своих действий (изготовление часов)
Дидактический материал: тарелки с мокрым песком на каждого ребёнка стеки, лупы на каждого ребёнка, листы цветной бумаги, ложки, мелкие игрушки, прозрачные пластиковые бутылочки по две штуки на ребе крышки, емкости с сухим песком на каждого ребенка, модели, игрушка.
Ход:
I часть: «Рисунки на песке»
Мотивация: На столе под скатертью стоят тарелочки с мокрым песком. В: Ребята, сегодня к нам в гости пришла собачка Жужа. И она пришла не с пустыми руками. Вы хотите узнать что же она нам принесла?
Д: Да
В: Тогда давайте посмотрим. (открываю скатерть) Что это? Д: песок.
В: да, это песок. А какой он сухой или мокрый? Д: мокрый.
В: А как же вы догадались что он мокрый? Д: Потрогали пальчиком, он темный, коричневый. В: Молодцы, правильно. А что же умеет мокрый песок? Д: Он лепится, на нём можно рисовать.
В: Правильно. Но прежде чем проверить это свойство песка, мы вспомним правила игры с песком и расскажем их Жуже. У нас есть вот такое волшебное колесо на котором мы все правила зарисовали.
Д: Нельзя высоко поднимать лопатку с песком, грязными руками трогать глаза, бросаться песком, есть его.
В: Молодцы ребята, вспомнили все правила. Ну а теперь можно проверить действительно ли можно рисовать на мокром песке. (Дети берут стеки и на мокром песке рисуют)
В: спрашиваю каждого ребенка что он нарисовал и хвалю. Ой ребята, а по этому песочку кто-то пробежал (показываю тарелочку с отпечатками игрушек) Где наши картинки-песчинки, которые нам помогут (находим картинку с упражнением "быстрые ножки бежали по дорожке") А теперь вы попробуйте оставить следы на песке (дети с помощью игрушек делают отпечатки)
В: Ребята посмотрите что ещё умеет делать мокрый песок
Д: Он лепится.
В: Правильно. А что можно лепить из мокрого песка?
Д: куличики, колобки, башенки.
В: давайте мы покажем Жуже как бедем лепить из мокрого песка.
Д: Берем в руки мокрый песок и вот так лепим колобок (показываем действия)
Словарная работа: лепим, куличик, кололобок.
2 часть: "Песчинки"
В: Ребята, посмотрите, Жужа нам ещё что-то принесла (Открываю другую скатерть. Под ней ёмкость с сухим песком) Это тоже песок. А он мокрый или сухой?
Д: сухой.
В: А как вы узнали?
Д: он жёлтого цвета, сыпется.
В: А Жужа хочет узнать из чего состоит песок.
Д: из песчинок.
В: вы так думаете? А как это можно проверить?
Д:Через лупу посмотреть.
В:А Жужа не знает что такое лупа.
Д: Это такое волшебное стёклышко, которое увеличивает предметы.
В: Вот Жужа, ребята тебе рассказали что такое лупа. А теперь посмотрим, действительно ли песок состоит из песчинок. Для этого берем.
Д:Цветной лист бумаги, на него ложкой насыпаем немного песка и ложкой распределяем по листу и смотрим через лупу. И правда, мы видим много крупинок-песчинок. Сколько песчинок?
Д: много.
В: А что ещё умеет делать сухой песок?
Д: сыпаться.
В: а как это можно проверить?
Д: можно песок сыпать на мельничку, сеять через ситечко, а можно из сухого песка рисовать узоры. (читают по предметно-схематической модели). В: давайте покажем Жуже как мы умеем рисовать сухим песком. Д: набираем в ладошки песок, зажимаем и начинаем рисовать. (дети действиями показывают)
В: Гоша ты что нарисовал? А у Саши что получилось? Словарная работа: сухой, сыпется, сеется, песчинки, лупа.
3часть: «Песочные часы»
Ребята, посмотрите наша гостья то загрустил. Когда он к нам шла то по дороге обронила свои часы и теперь не знает сколько сейчас времени. Жужжа не грусти, мы с ребятами знаем как тебе помочь. Мы сделаем для тебя часы. Ребята, а какие часы вы знаете? Д: наручные, настенные, песочные.
В: ай да ребята молодцы. Мы сейчас будем делать песочные часы. (показываю картинку песочных часов) Какой материал нам нужно подобрать для часов? Д: две бутылочки
В: вешаю картинку, (дети выбирают бутылочки и ставят на стол) Д: песок
В: правильно, без песка часы работать не будут. (вешаю картинку) (дети
берут емкости с песком)
Д: крышечки чтобы соединить бутылочки
В: правильно, а крышечки я между собой склеила чем
Д: клеем
В: (вешаю картинку) Посмотрите на крышечки в них что-то есть Д: дырочка
В: а для чего нужна дырочка?
Д: чтобы песок пересыпался из одной бутылочки в другую. В: а дырочку я сделала вот таким инструментом (показываю шило) Он называется шило. Оля как он называется? Повторим все вместе. Ну вот материал мы подобрали можно приступить к работе. С чего мы с вами начнём?
Д: возьмем бутылочку, насыпем в неё песок, закрутим крышечку, и сверху прикрутим другую бутылочку. Наши часы готовы. В: Ребята попробуйте перевернуть часы, сыпется песок или нет? Д: сыпется
В: почему он сыпется? Д: потому что он сухой
В: Посмотрите наша собачка опят веселая. Кто хочет подарить свои часы собачке?
Словарная работа: песочные часы, шило, пересыпается, прикручиваем, закручиваем.