уточнить морально-этическое представлению дошкольников о добре и зле.
учить проявлять критичность к своим поступкам, одобрение действий того, кто сделал правильно.
создавать благоприятные условия для развития социальной компетентности ребенка, развивать в детях социальные эмоции (сострадание, желание помогать, и тому подобное).
воспитывать у детей желание быть приятными людьми, желание творить добро, добрые поступки, быть доброжелательными, искренними, проявлять сострадание, доброту, заботу.
Оборудование и материалы: клубок с нитками, свеча, стакан, бумажные сердечки, цветные краски, мешочек, орехи, каштаны, мяч, лучики от солнышка в виде сердца, микрофон.
Подготовка детей: чтение художественных произведений, дидактические игры и упражнения «Хорошо или плохо», «Оцени поступок», рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Мотивация занятия.
Воспитатель.
— Что такое доброта?
— Каких людей мы называем добрыми?
— Какие добрые слова вы знаете?
Дидактическое упражнение «Клубочек передавай — слово называй»
— Тот, кому он попадет, доброе слово пусть назовет.
Дети передают друг другу клубочек, по очереди называют слово, образуют круг из ниток.
Воспитатель. – Зачем нужна доброта?
— А что нужно делать, чтобы быть добрым?
— Какая она доброта?
Мотивация
— Сегодня мы с вами, дети, поговорим о доброте и узнаем, какая она, где живет и в чем проявляется.
Познавательная деятельность.
«Какая доброта на ощупь?»
Дети выдвигают гипотезы.
– Я принесла вам свечу-это человек. Взгляните, какая она?
— Приятно ли вам смотреть на свечу?
— Что вы чувствуете, когда подносите руку над свечой?
Вот так и добрый человек, излучает красоту и тепло и на него приятно не только смотреть, а можно и согреться.
— А теперь я накрыла свечу стаканом? Взгляните на свечу, что-то изменилось? (нет, она тоже горит и приятно смотреть)
— А что чувствуют ваши ручки? Как выдумаете, какого человека символизирует эта свеча?
Итак, накрытая свеча — холодная, это человек, на которого приятно смотреть, но он заботится только о себе и не делает добра другим, поэтому у него холодно.
Вывод: добрый человек теплый, а злой человек холодный.
«Какое добро на цвет?»
— Где живет добро? (Добро живет в нашем сердце, это его дом.)
Как вы думаете, о каком человеке говорят бессердечный?
Когда человек совершает хорошие поступки, наше сердечко бьется спокойно, оно радуется. Как вы думаете, какого цвета оно становится? А когда мы совершаем плохие поступки, что происходит с нашим сердцем? (оно быстро стучит, начинает болеть, его переполняет злость и оно становится темное.)
— Раскрасьте сердечко, которое бы вы хотели иметь.
Дидактическая игра «Волшебная сумочка»
— О каком человеке мы можем сказать, что он добрый?
— Я вам сейчас предлагаю вспомнить свои добрые и плохие поступки, которые вы совершили.
Ведущий собирает в сумку хорошие и плохие дела, за добрые дела дети бросают в сумку орешки, а за плохие – каштаны. Чего больше-то и победило.
Вывод: давайте будем стараться делать только добрые поступки, чтобы в нашей волшебной сумке не было плохих.
Физкультминутка с мячом «Всегда — никогда»
— черную злость в себе храните;
— помогайте родным, друзьям;
— старушкам помогайте;
— подкармливайте бездомных животных;
— спорьте;
— растите, детки, равнодушными;
— других презирайте;
— старших уважайте;
— о себе только заботьтесь;
— на чужое горе внимания обращайте;
— черное сердечко в себе лелейте.
Оценочно-контрольная деятельность.
Дидактическое упражнение «Лучики добра».
Дети становятся в круг. Воспитатель с солнышком в руках обходит круг и дарит каждому отрывной лучик. Дети должны рассказать, как с помощью солнечного лучика они кому-нибудь помогут (успокоить маленького ребенка; улыбкой порадовать маму; накормить голодных птичек; помочь старым людям).
Упражнение-микрофон «Завершите предложения»
Как можно помочь очень старым людям?
Что я могу сделать для детей, у которых нет ни папы, ни мамы?