Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Пронина Татьяна Николаевна
образование высшее
педагогический стаж – 24 года
Проблемный урок окружающего мира
Где живут белые медведи?
1класс
УМК « Школа России»
Инструктивно - диагностическая карта урока
Класс Первый
Урок Окружающий мир
Образовательная система Школа России
Тема Где живут белые медведи?
Цель урока Развитие познавательных интересов,
учебной мотивации через организацию
практической деятельности учащихся
Тип урока Изучение нового материала
Форма проведения урока Урок – путешествие
Средства реализации УУД Проблемно-диалогическая технология, организация
работы в группах, методический аппарат учебника.
Технологическая карта
Тема
Где живут белые медведи?
Цель темы
Развитие познавательных интересов, учебной мотивации через организацию практической деятельности учащихся. Формирование представления о разнообразии природы Земли.
Основные термины, понятия темы.
Северный полюс, Южный полюс, Антарктида, Арктика, Северный Ледовитый океан, белый медведь, пингвин, экспедиция.
Планируемые
Результаты
Первоклассники познакомятся с Арктикой и Антарктидой, научатся находить их на карте и глобусе, приводить примеры животных этих районов.
Предметные умения
УУД
Знать и уметь находить на карте и глобусе Антарктиду и Северный Ледовитый океан.
Знать, понимать, уметь различать и употреблять термины и понятия по теме
Личностные: формирование эстетических потребностей; формирование внутренней положительной позиции на уровне положительного отношения к школе; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат; внимательное отношение к окружающему миру.
Регулятивные: умение организовать свое рабочее место; формирование умения регулировать свою деятельность: ставить цель, определять последовательность своих действий, контролировать, сравнивая с эталоном, и корректировать, проводить оценку самооценку учебной деятельности.
Познавательные: умение ориентироваться в учебниках, осуществлять поиск информации; умение осуществлять сравнение и анализ; понимать информацию, представленную в виде текстов, рисунков, схем; пользоваться инструкциями: делать выводы, выразительно читать текст.
Деятельность учителя направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся: память, мышление, воображение, речь.
Коммуникативные: умение сотрудничать при выполнении работы в группе, соблюдать правила этикета, умение диалогового общения, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, т.е. обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
- А теперь мысленно пошлите свои «лучики добра» друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
Дети рассаживаются в соответствии с предварительным разделением на группы.
Актуализация знаний и постановка проблемы
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку. Отгадая её, вы узнаете, кого из своих друзей к нам на урок пригласил Муравьишка Вопросик.
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает
и от морозов согревает.
-Посмотрите фрагмент из м/ф и скажите, как зовут медвежонка?
-Как зовут этого медвежонка?
-Умка приглашает нас к себе в гости.
-А где же он живёт?
-Белый медведь. 1слайд
Дети смотрят фрагмент из м/ф «Умка».
-Умка.
Дети высказывают свои предположения.
Определение темы.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Где живёт Умка?
-Где живут белые медведи?
///
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Где живут белые медведи?" »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Пронина Татьяна Николаевна
образование высшее
педагогический стаж – 24 года
Проблемный урок окружающего мира
Где живут белые медведи?
1класс
УМК « Школа России»
Инструктивно - диагностическая карта урока
Класс Первый
Урок Окружающий мир
Образовательная система Школа России
Тема Где живут белые медведи?
Цель урока Развитие познавательных интересов,
учебной мотивации через организацию
практической деятельности учащихся
Тип урока Изучение нового материала
Форма проведения урока Урок – путешествие
Средства реализации УУД Проблемно-диалогическая технология, организация
работы в группах, методический аппарат учебника.
Технологическая карта
Тема
Где живут белые медведи?
Цель темы
Развитие познавательных интересов, учебной мотивации через организацию практической деятельности учащихся. Формирование представления о разнообразии природы Земли.
Основные термины, понятия темы.
Северный полюс, Южный полюс, Антарктида, Арктика, Северный Ледовитый океан, белый медведь, пингвин, экспедиция.
Планируемые
Результаты
Первоклассники познакомятся с Арктикой и Антарктидой, научатся находить их на карте и глобусе, приводить примеры животных этих районов.
Предметные умения
УУД
Знать и уметь находить на картеи глобусе Антарктиду и Северный Ледовитый океан.
Знать, понимать, уметь различать и употреблять термины и понятия по теме
Личностные: формирование эстетических потребностей; формирование внутренней положительной позиции на уровне положительного отношения к школе; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат; внимательное отношение к окружающему миру.
Регулятивные: умение организовать свое рабочее место; формирование умения регулировать свою деятельность: ставить цель, определять последовательность своих действий, контролировать, сравнивая с эталоном, и корректировать, проводить оценку самооценку учебной деятельности.
Познавательные: умение ориентироваться в учебниках, осуществлять поиск информации; умение осуществлять сравнение и анализ; понимать информацию, представленную в виде текстов, рисунков, схем; пользоваться инструкциями: делать выводы, выразительно читать текст.
Деятельность учителя направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся: память, мышление, воображение, речь.
Коммуникативные: умение сотрудничать при выполнении работы в группе, соблюдать правила этикета, умение диалогового общения, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, т.е. обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей.
Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Вновь урок у нас сейчас!
- А теперь мысленно пошлите свои «лучики добра» друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
Дети рассаживаются в соответствии с предварительным разделением на группы.
Актуализация знаний и постановка проблемы
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку. Отгадая её, вы узнаете, кого из своих друзей к нам на урок пригласил Муравьишка Вопросик.
Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает
и от морозов согревает.
-Посмотрите фрагмент из м/ф и скажите, как зовут медвежонка?
-Как зовут этого медвежонка?
-Умка приглашает нас к себе в гости.
-А где же он живёт?
-Белый медведь. 1слайд
Дети смотрят фрагмент из м/ф «Умка».
-Умка.
Дети высказывают свои предположения.
Определение темы.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Где живёт Умка?
-Где живут белые медведи?
2 слайд
Совместное открытие знаний. Работа в группах.
-Чтобы поближе познакомиться с местом обитания белых медведей, мы отправимся в экспедицию. За время путешествия мы понаблюдаем за разнообразием животного мира и ответим на вопрос по теме урока.
-На столах у вас стоят глобусы.
-Вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?
Что на глобусе изображено белым цветом?
- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. Так обозначены два полюса –Северный и Южный, Арктика (Северный Ледовитый океан) и Антарктида.
-А раз повсюду снег и лёд, значит, тут никто не живёт? -Могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные?
- Сейчас мы с вами отправимся в эти районы в экспедицию и ответим на все интересующие нас вопросы.
-Как вы думаете, ребята, какая погода будет на полюсах?
-Прежде, чем отправиться в экспедицию, нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. У вас на партах у каждой группы находятся конверты. Откройте их. Выберите картинки с изображением вещей, которые потребуются вам в пути.
-А почему вы выбрали именно эти вещи?
-Тогда в путь.
-Белым цветом изображён снег.
3 слайд
Дети делают предположение (Да. Нет.)
-Холодная, потому что там лежит снег.
Каждая группа выбирает картинки с изображением шапки, пуховика, рукавиц, лыж, снегохода.
- На Северном и Южном полюсах много снега и холодно.
Физкультминутка .
-Встаньте все около своих парт.
Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд, Раз, два, три, четыре, Полетел наш самолёт.
-Итак, ребята, мы прибыли на Северный полюс. Он находится в том районе Земли, где расположен Северный Ледовитый океан.
-Как ещё называют это место?
- Вот здесь-то и живёт наш медвежонок Умка.
-Вы сейчас посмотрите фильм о белом медведе и каждая группа подготовит ответ на вопрос: « Как белый медведь приспособился к жизни в Арктике?
- Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.
( Модельный ответ.
Толстый слой жира.
Густой мех.
Строение головы.
Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
Белая окраска.
Умение плавать и нырять).
- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.
- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с. 12.
- Найдите белого медведя.
- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.
- Назовите зверей, птиц, рыб.
- На кого из них может охотиться белый медведь?
-Молодцы!
-А мы прощаемся с Умкой и продолжаем наше путешествие.
-С каким полюсом мы ещё познакомились сегодня на уроке?
-Сейчас как раз подлетаем к нему.
Физкультминутка
Руки ставим мы в разлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
Внизу, под нами, огромная белая страна. Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида.
-Как вы думаете, раз полюс южный, какая там температура?
Холоднее места нет во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего.
-В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть.
- Рассмотрите с. 13 в учебнике. Какие животные живут в Антарктиде?
-Арктика. 4 слайд
Дети смотрят фильм, а затем работают в группах, отвечая на вопрос.
Отчёт каждой группы.
Дети следят за ответом своих одноклассников ( квадрат-сигнал) и, если ответ не полный, то дополняют.
Дети работают с иллюстрацией учебника и отвечают на вопросы.
-С Южным полюсом.
5 слайд
-Там холодно. На карте и глобусе он изображён белым цветом. Там снег.
Какие животные живут в Антарктиде?
-Здесь обитают птицы, которые не летают. Кто знает о ком пойдёт речь?
- Какие птицы живут в Антарктиде?
- Каких рыб можно встретить у берегов Антарктиды?
Учащиеся рассматривают иллюстрацию учебника и называют животных, которые живут в Антарктиде ( пингвины, морские леопарды, ледяная рыба, альбатрос)
- Это пингвины.
6 слайд
(Подготовленный ребёнок делает мини-доклад)
-Пингвины – это птицы. Но они не умеют летать.
Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама–пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину-папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.
-А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.
Подведение итога урока. Рефлексия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Молодцы!
Мы сегодня хорошо потрудились, и не заметили как пролетело время. Снеговик. Отправляй нас обратно в школу. (слайд)
По снегу и по льду
Обратно в школу я спешу.
А со мной мои друзья – первоклассники.
Ну вот мы снова в школе.
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?
Достигли мы этой цели?
Посмотрим, что мы вместе с вами выяснили.
Изучить свойства снега и льда.
Мы достигли цели.
Снеговик оставил вам предложения – предположения. Он не знает какие верные, а какие - нет. Поможем ему все вместе.
1. Снег при таянии превращается в воду.
2.Если вода замерзнет, она превратится в лед.
3. Снег бесцветный.
4. Лед прозрачный.
5. У снежинки 5 лучей.
6. Снег рыхлый.
7. Все снежинки одинаковые.
8. Снег белый.
9. Лед хрупкий.
10. Снег непрозрачный.
Что сегодня на уроке мы узнали?
Прочитайте вывод в учебнике.
Оцените работу класса в целом. Как работал весь класс?
Кого вы хотели бы похвалить?
Вам понравился сегодняшний урок?
Оцените свое настроение.
Если утверждение верное, то дети «сигналят» снежинкой.
Подводя итоги урока. Дети рассказывают, что они узнали, что было интересного на уроке, что понравилось.
Оценивают, как они работали. ( Приложение 5)
Оценивают свое настроение с помощью тучки и солнышка. ( Приложение 5 )
Самоанализ урока окружающего мира.
Тема: «Где живут белые медведи?»
1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Детям предлагается отгадать загадку, посмотреть ф/м мультфильма, которые выводят их на определение проблемы « Где живут белые медведи?»
Познавательные результаты:
Способность правильно сформулировать проблему.
Регулятивные результаты:
Определение цели.
2. Совместное открытие знаний. Практическая работа в группах.
С помощью заданий учебника, учебного фильма и практической деятельности, учащиеся устанавливают свойства снега и льда, формулируют выводы.
Каждая группа демонстрирует итог своей работы, знакомит с результатами практической деятельности , в ходе которой учащиеся выясняют свойства снега и льда.
Познавательные результаты:
Умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.
Регулятивные результаты:
Умение действовать по плану.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию , уметь сотрудничать.
3. Первичное закрепление знаний. Самостоятельное применение знаний.
Используя свой интеллектуальный багаж, опираясь на жизненный опыт, используя материал презентации, учащиеся выполняют задания в рабочей тетради ( дорисовывают снежинки, используя приём симметрии; рассматривают фотографии, отвечают на поставленные вопросы, делая выводы).
Познавательные результаты:
Умение извлекать информацию и делать логические выводы.
Умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Личностные результаты:
Развитие эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
4. Итог урока. Рефлексия.
Детям предлагаются предложения – предположения по изученному материалу.