kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на педагогах: как оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок, проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром, какие виды, формы и методы воспитания использовать.

В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие виды деятельности:

сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов»

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов

 

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на педагогах: как оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок, проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром, какие виды, формы и методы воспитания использовать.

В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие виды деятельности:

сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне дошкольной организации (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

- создание изобразительной продукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

- общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку животных;

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.

Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

речевая деятельность – вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в природе;

просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.


Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста также разнообразны:

- циклы наблюдений за явлениями природы, сезонными и погодными изменениями, за живой природой (животным и растительным миром);

- целевые прогулки;

- экологические экскурсии;

- игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей (экологические занятия, игры экологического содержания, словесные обсуждения и проигрывание ситуаций);

- трудовая деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность, детское экспериментирование;

- тематические праздники;

- театрализованные представления.

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

Коллективная форма:

- экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т. д. ;

- совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке;

- тренинги, конференции, уроки доброты, экологические марафоны и фестивали.

Групповая форма:

- экскурсии;

- исследования и проведение опытов;

- разработка проектов;

- агитбригады;

ролевые игры;

- деятельность кружков или клубов экологической направленности;

- участие в природоохранных акциях.

Индивидуальная форма:

- наблюдение за природой;

- участие в конкурсах;

- художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т. д.


Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить следующие группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности:

Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей.

К наглядным методам относят наблюдение, рассматривание картин, демонстрацию моделей, кинофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

Наблюдение – метод чувственного познания природы, который обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Практические методы – игры, элементарные опыты и моделирование. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.

Словесные методы включают рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.

Разнообразие растительного и животного мира на участке дошкольной организации, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении дошкольной организации составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.


Экологически-развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей.

Среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования, исследования и решения задач, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы;

привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира (эколого-эстетическое развитие);экскурсий, занятий на свежем воздухе;формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);экологии в различных видах деятельности ребенка (игры с природным материалом, и использование природного материала на занятиях по художественному творчеству).

Таким образом, разнообразные формы и методы экологического воспитания дошкольников в своей совокупности дают возможность не только получить знания, заложить фундамент для развития жизненной компетентности каждого ребенка, но и понять сущность экологических понятий – «экологическая культура», «экологическое сознание».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов

Автор: Лариса Александровна Шушура

Дата: 15.02.2022

Номер свидетельства: 600322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консулитация по инновационной деятельности "Внедрение ИКТ для развития изобразительной деятельности дошкольников""
    ["seo_title"] => string(127) "konsulitatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-vniedrieniie-ikt-dlia-razvitiia-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458497737"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства