Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.»
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Автор: Дубровина Татьяна Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №1 с.Тёпловка»
Введение. Психологическо-педагогические основы воспитания экологической культуры
Основная часть
1. Цели и задачи экологического воспитания у детей дошкольного возраста
2. Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста
3. Формы и методы экологической работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Учитывая всё выше сказанное, считается, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы реферата: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: обобщить теоретический материал по формированию экологической культуры в ДОУ.
Объект - воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Предмет - игра, как условие воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
1 Цели и задачи экологического воспитания у детей дошкольного возраста
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношенияк окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:
Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.
Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей.
Таким образом, связь между воспитанием экологического отношения к природе и ознакомлением с окружающим миром очевидна. При ознакомлении с окружающим миром обязательным считается раскрытие взаимосвязей между всеми живыми и неживыми существами в природе. А понятие экологии включает в себя этот же аспект.
2. Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста
При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями и сезонными явлениями . Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.
. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.
. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент - включает знания и умения:
о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;
о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;
об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;
об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);
об основных нравственных ценностях человеческого общества;
о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонент включает знания и умения:
о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;
о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.
Деятельностный компонент - включает знания и умения:
о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;
о способах осуществления созидательной и творческой деятельности;
о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.
Вывод: экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.
3 Формы и методы экологической работы
Содержание экологического воспитания усваивается детьми в их основной деятельности: игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые
анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используется метод наблюдения, далее воспитатель с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль
приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения детей к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие дошкольников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. Охрана природы - долг каждого - вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности дошкольников являются игры-экскурсии.
Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, например лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути старшие школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности ребят. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития дошкольников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.
Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.
Развитию ценностных ориентацией способствует выполнение практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у детей вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры (настольные, словесные, и т.п.). Самостоятельно дети начинают играть в такие игры только тогда, когда воспитатель убедится в выполнении заданий и правил («Зоологическое лото и т.д.). Словесные игры не требуют специальной подготовки и могут организовываться спонтанно утром или в дождливую погоду. Например: «Закончи предложение», игры загадки-описания, и т.д. Такие игры хороши для детей старшего дошкольного возраста. Младшим детям можно предложить найти часть от целого или наоборот, классифицировать картинки и т.п. В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Чтобы облегчить усвоение знаний об отличительных признаках растений хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору. Дидактические игры можно проводить в естественных условиях. Например: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Берёзка», «Вершки и корешки».
На занятиях по ознакомлению с животным миром интересны такие подвижные игры как «Мышеловка», «Заинька». В таких играх дети закрепляют представления о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках. Например, характерные повадки медведя, неуклюжесть. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений, и их изменения. Особенностью этих игр является возможность воздействия на ребёнка через образы, они в основном коллективные. В них обычно основная масса детей изображает зайчиков, а один волка. Действия детей взаимосвязаны, активность «волка», заставляет двигаться быстрее «зайцев». Однако каждый ребёнок, играя, проявляет быстроту и ловкость по мере своих возможностей.
Для разнообразия экологических сюжетно-ролевых игр воспитатель может создавать различные игровые ситуации с использованием игрушек-аналогов, литературных персонажей и т.п.
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы, животных или растений. С их помощью у детей формируют представления о особенностях живых существ на основе существенных признаков. Также можно показать главное отличие игрушки от живого, что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом. Например: в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой ёлки. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живёт» на полке в игровом уголке, она не знает о жизни живых белок. Создаётся ИГРА - обучение белочки (игрушки). Игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах.
Игровые ситуации с литературными персонажами. Это игровые ситуации с героями сказок, рассказов и т.д. они принимаются детьми эмоционально и становятся объектами для подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие игры как «Чипполино», «Репка», «Доктор Айболит» и т.д. Каждая игровая ситуация решает одну небольшую экологическую задачу с помощью литературного персонажа (его вопросов, высказываний, советов). Чипполино дети симпатизируют за смелость и находчивость. Карлсон знаком детям как большой хвастунишка, весельчак, баловник и любитель вкусно поесть. Незнайка делает неверные предположения, часто попадает впросак, даёт неправильные советы. С образом Айболита у детей связаны представления о докторе, который лечит зверей и заботится о них, он назначает лечение, даёт рекомендации. Литературные герои не просто развлекают детей, а персонаж с отдельным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Игровая ситуация должна быть хорошо разыграна.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться игры типа путешествий это различного рода игры в посещения зоопарка, фермы, экскурсии, походы и т.д. В каждом конкретном случае сюжет продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В ходе ведения «экскурсии» ребенок развивает связную монологическую речь, учится передавать свой опыт другим детям, составляет описательный рассказ. В таких играх хорошо поощрять стремление детей придумывать и загадывать загадки.
Игры с правилами. Эти игры закрепляют знания, которые дети получают в ходе наблюдения. Например: наблюдая за воробьями, воспитатель подчёркивает, что птички пугливые, потом проводит игру «Воробышки и кот». Наблюдая за осенними деревьями, вводит игру «Чей листок». Здесь могут быть использованы самые различные игры.
Рекомендации. Игры проводятся ежедневно в разное время, и составляют большую часть время препровождения детей. Сбор детей на игру должен проходить быстро и интересно, важно продумать приёмы сбора. Например, считалочки, зазывалочки и т.д. Организация малышей требует большой находчивости, поэтому нужно формировать интерес к игре («Чьи ушки торчат за кустиком пойдемте, посмотрим»). Приёмы сбора детей должны постоянно меняться. На протяжение всей игры также необходимо поддерживать интерес к игре. В утренние часы нужно дать детям поиграть самостоятельно.
В младших группах в дидактических играх лучше использовать хорошо знакомые с детства детям овощи и фрукты, их следует подбирать резко отличающие по характерным признакам, затем подбирать похожие. Например, для различия на ощупь сначала лучше взять морковь и яблоко, потом добавить огурец и апельсин. Комнатные растения меньше знакомы детям, но они в играх должны усвоить: название, строение, части. Игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками следует начинать привлекая прежде всего к листьям, имеющим ярко выраженную форму (клён, рябина, дуб).
В старших группах усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, дети сами контролируют правильность выполнения поставленной задачи. В содержание знаний о комнатных растениях требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков. Чтобы дети лучше усвоили надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга.
Итак, правильно воспитать ребёнка можно тогда когда соблюдаются единые требования, в детском саду и в семье. В этом необходимо оказывать помощь родителям, привлекать их к участию в совместных играх, досугах, праздниках. Задавать домашние игры-задания, лучше в занимательной форме, эти игры строятся на доверии. Важно организовать помощь ребёнку со стороны родителей, но тактично и без нравоучений и назиданий.
Заключение
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Вопросами экологического воспитания и воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом помогают занятия не традиционной формы: например игры. На таких занятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном занятии: активного участия детей в подготовке занятия, заинтересованности в том, чтобы занятие прошло хорошо. Нетрадиционные занятия, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы занятий особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Список литературы
Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М. : Знание, 2009.
Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя - М.: Просвещение,2010.
Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 2009.
Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2009.
Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя - М. : Просвещение,2010.
Чижова В.П. Петрова Е. Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) - Сб. «общество и природа» МГУ , 2011
Большая энциклопедия природы для детей. М.: гриф-фонд Межкнига, 1994.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1993.
Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада./сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. М.: Просвещение, 1983.
Градобоева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней.//Дошкольное воспитание, № 1, 1993.
Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания. М. : Знание, 1986.
Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя - М.: Просвещение,1984.
Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.
Жуковская Р.Н. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. С.А. Козловой. М.: Просвещение, 1985.
Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное воспитание, № 12, 1994.
Путешествие к лесовичку». Конспект интегрированной НОД по экологии в средней группе.
Цель: Развивать интерес детей к окружающему миру, животным и природе
Задачи:
• Дать знания о животных, которые живут в лесу, расширить представления
детей о диких животных о их внешнем виде;
• закреплять обобщающие понятия «дикие животные»;
• учить выслушивать ответы детей, участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
• приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения;
• формирование навыков самостоятельности, взаимопонимания, доброжелательности
Виды детской деятельности, используемые в ходе педагогического мероприятия: Двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкальная
Ход НОД:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.
Неожиданно в группу влетает воздушный шарик, а на его ниточке – письмо
Дети обращают внимание на шарик
Воспит: А что это здесь на ниточке?
Письмо
Воспит: А как вы думаете, что может в письме написано
Дети: ………..
Воспит: Да, в письме может быть и поздравление, приглашение или может требуется наша помощь, давайте прочитаем
Воспит: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными зверями будем рады встрече с вами! Лесовичок»
Воспит: Ребята, а вы знаете, кто такой лесовичок?
Дети: молчат
Воспит:Лесовичок – это хозяин леса, который следит за порядком, чтобы никто не обижал зверей, не ломал деревья, не рвал зря цветы, не бросал мусор.
Воспит: Ребята, ну что, мы принимаем приглашение?
Дети: Да
Воспитатель: А знаете как попасть в волшебный лес к лесовечку?
Дети :нет
Воспитатель: Туда мы полетим на тучке, а поможет нам в этом воздушный шарик.
Воспит: Ребята, скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспит: Ребята, а какую одежду носят люди зимой?
Дети: тёплую шапку, куртку и т. д.
Воспит: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться в путешествие!
Двигательная игра «Одеваемся на прогулку».
(выполнение движений по тексту с музыкой)
Очень, очень холодно зимой (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем, пойдём гулять с тобой (шаги на месте)
Я надену шапку (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду (шаги по кругу)
На горку поднимусь я (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! (быстрое движение вниз)
Воспитатель: Присаживаемся каждый на свою тучку, а чтобы на быстрее долететь, нам помогут воздушные шарики.(шарики закреплены к тучкам)
(Сели на тучки, полетели)
Полетели. Звучит детская песенка.
Воспит: А так как мы летим в гости, то должны вспомнить лесные правила
( воспитатель читает под детскую песенку)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги
Воспит: Что нельзя делать в лесу?
Дети: Шуметь, громко петь
Воспит: Почему?
Дети: Испугаются звери
Воспитатель: Вот Мы и в лесу. (звучат звуки леса)
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. Посмотрите, лес открыл свои владения, мы можем войти. Проходите.
А где же звери?
Воспит: – Посмотрите на пеньке корзинка.
Дидактическая игра «Кто где спрятался»
Воспитатель: Посмотрите здесь карточки, давайте поиграем в игру «Кто где спрятался» составим предложение по картинкам и узнаем, где спряталось животное. А если правильно составите предложение, то животные появятся в лесу..
Дети: - Медведь спрятался в берлоге.
- Волк спрятался за деревом
- Белка спрятался в дупле
- Лиса спряталась в норе
- Заяц спрятался за кустиком
(картинки выставляются на магнитную доску вместе с воспитателем)
Воспит: Какие же звери спрятались в лесу?
Дети: медведь, заяц, волк, белка, лиса
Воспит: Как, можно их назвать одним словом?
Дети: Дикие животные
Воспит: Почему их называют дикими животными?
Дети: Потому, что они живут в лесу,
Воспит: А ещё?
Дети: Сами добывают пищу
Воспит: Ой ребята, посмотрите - Что это? ( ореховые скорлупки)
Дети: скорлупа
Воспит: - Как вы думаете, кто их набросал?
Дети: белка (если не ответят, загадываю загадку)
Кто на ветке шишку грыз
И бросал объедки в низ?
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Воспит: Но, белочки не видно, где же она?
Дети: находят белку игрушку на ёлке (дереве)
Воспит: Белка, белка дай намек, где живёт лесовичок?
Белка игрушка надевается на руку воспитателю: Скажу, но сначала порадуйте меня, расскажите, обо мне?
Воспит: Давайте, посадим её на пенёк, и поиграем,
Вы будете рассказывать про белочку, а я буду собирать ваш рассказ в ваши ладошки.
Дети: … ……………………………
Воспит: Давайте, ваш рассказ оставим в лесу, чтобы все животные знали какая белка.
Подуйте в свои ладошки и выпустите свой рассказ.
Воспитатель: Белочка, послушай, какую игру мы о тебе знаем!
Игра с пальчиками
Белочка на ветку - скок, (сжимают пальчики в кулачки и разжимают)
Держит беленький грибок,
А за ним орех в дупло, жёлудь, шишку и зерно (Дети поочередно загибают пальчики)
Белка: Молодцы, ребятки! Интересно с вами играть, вы много про меня знаете. Теперь можете идти в гости вперед к лесовичку.
Воспитатель : Идем дальше, подходят к кустику. Там игрушка заяц.
Воспитатель:Кто же это ?
Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Черный глазок,
Дети: Заяц
Воспитатель надевает на руку игрушку зайца и от имени зайца говорит:
Заяц: Здравствуйте, ребята, куда путь держите?
Дет: К дедущкелесовечку!
Заяц: Обо мне расскажите,а потом вперед идите.
Дети……………..
Заяц: Молодцы ребятки, а теперь загадка.
Летом гуляет, а зимой отдыхает.
Дети: медведь.
Воспитатель надевает игрушку на руку и говорит от имени медведя.
Медведь: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуй, мишка.
Воспитатель: Мишка, милый расскажи, как найти дорогу к дедушке лесовечку?
Медведь: Отчего ж не показать? Покажу, но сначала расскажите много –ль вы обо мне знаете?
Дети…………………………………….
Медведь: Какие молодцы, понравились вы мне давайте с вами поиграем
Мишка по лесу гулял,
И детишек он искал.
Долго-долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать:
-Мишка, Мишечка, вставай,
И ребяток догоняй!
(дети убегают от медведя,он их догоняет)
Медведь: а вот и он сам идет.
Лесовичокидет с картиной зимнего леса.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! Как хорошо, что пришли ко мне в гости в лес.
Воспитидети: Здравствуй, лесовичок
Лесовичок: Помогите мне пожалуйста, посмотрим на картину как вы думаете кого здесь не хватает?
Дети: Диких животных
Воспит: Ребята, вспомните, кто, где из животных зимует, и помогите им найти своё место (дети размещают на картине)
Давайте посмотрим, все ли животные правильно заняли свои домики?
-Где устроила себе дом белка?
- где живёт лиса?
- где спит медведь?
- где прячется зайчик?
Лесовичок: Спасибо, ребята вы так меня порадовали меня, что я вам собрал угощение от лесных жителей (орешки, и баночку мёда).
Воспит: Ребята как вы думаете, какие лесные жители угостили нас?
Дети: это белочка и медведь.
Воспит: Давайте поблагодарим за угощение.
Дети: Спасибо лесовичок.
Воспитатель: А теперь ребята, покажите какое у вас настроение после нашего путешествия. Выберите веселого или грустного человечка. Покажите нашим гостям.
Воспит: Давайте, обратно полетим на своих тучках в детский сад угощаться. (под песню «Дорогою добра» дети отправляются)