Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Физическое воспитание в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"»
Физическое воспитание в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Статистика последних лет отмечает снижение уровня здоровья детей, поэтому задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования остаются, на сегодняшний день, наиболее значимыми.
Формирование осознанного отношения ребенка к собственному здоровью и здоровью других, необходимо с детства. Участвуя в различных оздоровительных мероприятиях, получая информацию об их пользе, ребенок по неволе начинает более глубоко осознавать свое физическое «Я», назначение своих органов и функциональных систем.
Одним из путей решения проблемы видится в применение методики занятий интегрированного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Эту идею, высказанную И.М. Козловым (1996), мы стараемся воплощать на занятиях по физической культуре, в оздоровительной работе после сна, предусматривающую сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.
Особенностями эколого-оздоровительной работы является следующее.
1. Обязательно одно из трех занятий по физкультуре проводить на прогулке, на экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее (направление, продолжительность) и остается неизменным. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения. При подготовке маршрута мы отмечаем на карте-схеме места наблюдения тех или иных природных объектов.
До начала занятий-прогулок по экологической тропе здоровья знакомим детей с правилами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.
2. Содержание занятий интегрированного типа готовятся заранее. Составляются физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физического здоровья детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями.
3. В качестве упражнений используются следующие виды физической нагрузки:
дозированная ходьба;
оздоравливающий бег;
дыхательные упражнения;
общеразвивающие упражнения;
подвижные игры;
эстафеты;
сезонные упражнения спортивного характера (например, катание на санках).
4. Подбор упражнений определяется темой занятия. («Листопад», «Спасатели», «Путешествие в зимнюю сказку» и т.д.) упражнения дыхательной гимнастики (например, "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" и т.п.);
общеразвивающие упражнения (например, "Листопад", "Поймай снежинку", "Подснежник", "Колокольчики" и др.);
подвижные игры (например, "Перелет птиц", "Льдинки, ветер и мороз", "Скворечники", "Цветы и ветерки" и т.п.);
эстафеты (например, "Сбор картофеля", "Слалом", "Бегущие ручейки", "Эстафета пчелок" и др.);
сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используются катание на санках и ходьба на лыжах).
5. Первоначальные знания о природе должны проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра - Лесовичка, домовенка Кузю, которые проводят с детьми экскурсию по "своим владениям").
6. Занятие-прогулка проводятся около 30-35 минут, так как являются интегрированными.
Такая форма эколого – оздоровительной работы решает несколько педагогических и оздоровительных задач (ознакомление с оружающим миром, экология, валеогия, двигательная нагрузка и т.д.). Дети с удовольствием проводят наблюдения на улице, совмещая с физической нагрузкой. Успешнее проходят такие прогулки с привлечением родителей, дети более задействованы и активнее, принимают участие во всех видах деятельности. Родители после таких занятий готовят фотомонтаж или газету на заданную тему вместе со своим ребенком. После чего мы рассматриваем их в группе и вспоминаем все позитивные моменты этих мероприятий.
Эти прогулки - занятия не только прививают потребность к здоровому образу жизни, но и улучшают взаимоотношения в детском коллективе и в семье.
Эколого-оздоровительная работа помогает повышению адаптационных способностей детского организма в развитии двигательных возможностей, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, что способствует улучшению здоровья дошкольников. Подвижная игра "Беги к своему листу".
Дети строятся в шеренгу и рассчитываются по два, затем перестраива ются в две колонны. Лесовичок показывает каждой колонне опавший лист (например, первой колонне - лист березы, второй - лист клена) и дает детям задание по первому сигналу разойтись по поляне и каждому в колонне найти соответствующий лист, а по второму сигналу - построиться в две шеренги на противоположных сторонах поляны (чья команда быстрее построится). Стоящий в центре воспитатель поднимает лист, называет его. К нему подбегают дети с такими же листьями, кружатся и бегут обратно. Затем подбегает вторая подгруппа с другими листьями. Повторить 4-5 раз. Примечание. Игра отобрана в соответствии с сюжетом из пособия Е.Н. Вавиловой.
Дети кладут опавший листочек на ладонь, подносят его к лицу, делают глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот, стараясь сдуть листочек с ладони, чтобы он закружился в воздухе. Повторить 3 раза.
Подвижная игра "Ветер и листья".
Дети - "осенние листья". По сигналу "Ветер" дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях ("ветер кружит листву в воздухе" ), по сигналу "Ветер стих" - быстро приседают ("листья упали на землю"). Повторить 4-5 раз.
Упражнение на расслабление "Листопад".
И.п. - стоя ноги вместе, руки вверх. 1 - "уронить" расслабленно кисти, 2 - "уронить" предплечья, 3 - "уронить" плечи, 4 - круглый полуприсед, руки вниз, голову опустить, мышцы шеи, рук и плечевого пояса расслабить, 5-8 - медленно выпрямляясь, руки через стороны вверх. Повторить 3-4 раза.
Дети наблюдают за тихо опадающими с деревьев листьями и слушают "осеннюю мелодию" леса.
Медленный бег по маршруту экологической тропы (2 мин).
Дети делают обычный вдох через нос и выдох через рот, изменяя характер выдоха: первый раз - сильный резкий выдох ("сильный порывистый ветер подул, разорвал паутинку" ), второй раз - средний выдох ("ветер чуть стих, паутинка не разорвалась" ), третий раз медленный тихий выдох ("паутинка чуть шевельнулась под дуновением ласкового ветра").
Литература
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11-12.
Санникова Н.Е., И.М. Шаламова. Состояние здоровья и особенности адаптации детей к дошкольному учреждению //Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: Тез. I Всероссийской конф. - Екатеринбург: УралГПУ, 1996. Ч. 2. Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам. С. 113-115.
Шарманова С.Б. "Времена года": организация и проведение дней здоровья экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1998. - 87 с.
Шорин Г.А., Т.Г. Мутовкина, Т.А. Тарасова. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях