kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физическое воспитание в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание в формировании основ экологической культуры дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Физическое воспитание в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста


Задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников и др. Особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе занятий по физической культуре.

Предусматривается проведение одного из трех обязательных занятий по физической культуре в форме занятия-прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее (направление, продолжительность) и остается неизменным. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения, которые происходят в течение одной недели. При подготовке маршрута необходимо отметить на карте-схеме места наблюдения тех или иных природных объектов.

До начала занятий-прогулок по экологической тропе здоровья необходимо познакомить детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.

Содержание подобных занятий интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки - время, длина дистанции, а также ее интенсивность - зависит от конкретных задач занятия);

упражнения дыхательной гимнастики (например, "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" и т.п.);

общеразвивающие упражнения (например, "Листопад", "Поймай снежинку", "Подснежник", "Колокольчики" и др.);

подвижные игры (например, "Перелет птиц", "Льдинки, ветер и мороз", "Скворечники", "Цветы и ветерки" и т.п.);

эстафеты (например, "Сбор картофеля", "Слалом", "Бегущие ручейки", "Эстафета пчелок" и др.);

сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используются катание на санках и ходьба на лыжах).


Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.

Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным: 1) наблюдения за природными явлениями могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки; 2) физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия при возвращении по тропе здоровья в детский сад; 3) в начале занятия могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в спокойном темпе.

Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра - Лесовичка , который проводит с детьми экскурсию по "своим владениям").

Так как подобные занятия являются интегративными, их продолжитель носит несколько больше, чем обычных занятий по физической культуре, и составляет около 60 мин. Однако, поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, игровой, творческой), это не вызывает переутомления у детей.

При обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методических приемов (соответствующих теме и содержанию занятия загадок, пословиц и поговорок, стихов, песен и т.п.) могут быть успешно решены задачи умственного, эстетического и трудового воспитания детей. Важно подчеркнуть, что указанные образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности.

В процессе педагогических наблюдений (за тем, как ведут себя дети во время прогулок в естественных условиях природной среды, насколько они самостоятельны во взаимодействии с объектами природы, в какой степени усвоили нормы правильного отношения к ним, какова их реакция на различные явления природы, включают ли они в игры сюжеты и объекты природоведческого характера), а также применяя специальные методики (например, разработанные И.В. Цветковой, 1997), воспитатель оценивает уровень экологической воспитанности детей и в соответствии с этим корректирует содержание занятий .


День здоровья экологической направленности завершает каждый из четырех сезонных комплексов интегративных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья. В его содержание включаются специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.

Оздоровительная направленность обусловлена: возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения интегративных занятий и дней здоровья; воздействием различных постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма; обеспечением тренирующего эффекта занятий и рекомендуемого уровня двигательной активности.


Образовательная направленность заключается в формировании элементарных знаний экологического характера, являющихся исходным условием осознанно-правильного отношения дошкольников к природе; в совершенство вании у детей двигательных умений и навыков, а также в развитии двигательных и познавательных способностей.


Воспитательная направленность состоит в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания (приобретение новых природоведческих знаний), преобразования (природной среды и собственно себя), переживания (эстетического характера, возникающих при непосредственном восприятии природных явлений и объектов), а также в формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.



Подвижная игра "Беги к своему листу".


Дети строятся в шеренгу и рассчитываются по два, затем перестраива ются в две колонны. Лесовичок показывает каждой колонне опавший лист (например, первой колонне - лист березы, второй - лист клена) и дает детям задание по первому сигналу разойтись по поляне и каждому в колонне найти соответствующий лист, а по второму сигналу - построиться в две шеренги на противоположных сторонах поляны (чья команда быстрее построится). Стоящий в центре воспитатель поднимает лист, называет его. К нему подбегают дети с такими же листьями, кружатся и бегут обратно. Затем подбегает вторая подгруппа с другими листьями. Повторить 4-5 раз. Примечание. Игра отобрана в соответствии с сюжетом из пособия Е.Н. Вавиловой.

Упражнение дыхательной гимнастики "Сдуй листочек".


Дети кладут опавший листочек на ладонь, подносят его к лицу, делают глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот, стараясь сдуть листочек с ладони, чтобы он закружился в воздухе. Повторить 3 раза.

Подвижная игра "Ветер и листья".


Дети - "осенние листья". По сигналу "Ветер" дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях ("ветер кружит листву в воздухе" ), по сигналу "Ветер стих" - быстро приседают ("листья упали на землю"). Повторить 4-5 раз.

Упражнение на расслабление "Листопад".


И.п. - стоя ноги вместе, руки вверх. 1 - "уронить" расслабленно кисти, 2 - "уронить" предплечья, 3 - "уронить" плечи, 4 - круглый полуприсед, руки вниз, голову опустить, мышцы шеи, рук и плечевого пояса расслабить, 5-8 - медленно выпрямляясь, руки через стороны вверх. Повторить 3-4 раза.

Дети наблюдают за тихо опадающими с деревьев листьями и слушают "осеннюю мелодию" леса.

Медленный бег по маршруту экологической тропы (2 мин).

Упражнение дыхательной гимнастики "Осенние паутинки".

Дети делают обычный вдох через нос и выдох через рот, изменяя характер выдоха: первый раз - сильный резкий выдох ("сильный порывистый ветер подул, разорвал паутинку" ), второй раз - средний выдох ("ветер чуть стих, паутинка не разорвалась" ), третий раз медленный тихий выдох ("паутинка чуть шевельнулась под дуновением ласкового ветра").













Литература


Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11-12.

Санникова Н.Е., И.М. Шаламова. Состояние здоровья и особенности адаптации детей к дошкольному учреждению //Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: Тез. I Всероссийской конф. - Екатеринбург: УралГПУ, 1996. Ч. 2. Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам. С. 113-115.

Шарманова С.Б. "Времена года": организация и проведение дней здоровья экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1998. - 87 с.

Шорин Г.А., Т.Г. Мутовкина, Т.А. Тарасова. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Платонова Ольга Федоровна

Дата: 05.12.2021

Номер свидетельства: 593557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Консультация для родителей "Физическое воспитание в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_fizicheskoe_vospitanie_v_formirovanii_osnov_ekologi"
    ["file_id"] => string(6) "617884"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668962151"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "семейные традиции и обычаи в воспитании детей "
    ["seo_title"] => string(52) "siemieinyie-traditsii-i-obychai-v-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "226612"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440395800"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_osnovy_bezopasnosti_zhiznedeiatelnosti_detei_doshkolnogo_vozrast_1"
    ["file_id"] => string(6) "575349"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615641537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(65) "osnovy_bezopasnosti_zhiznedeiatelnosti_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "575352"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615643895"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ФГОС и содержание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах "
    ["seo_title"] => string(125) "fgos-i-sodierzhaniie-osnov-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-proghrammakh"
    ["file_id"] => string(6) "140709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417987208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства