kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль   (врача, артиста цирка, шофера, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

      С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

    Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка  с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА »

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА



С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека. По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках: «Что такое - хорошо, и что такое - плохо? »

Воспитатель учит терпеливо относиться к недо­статкам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, сотрудничеству и кооперации, быть толерантным. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый - воспитывает, учит, ребенок - подчиняется, учится. Для обеспечения организованной, интересной и содержатель­ной жизни детей в детском саду воспитатели используют в возрастных группах разнообразные игры

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский


В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. В процессе игры закрепляются соответствующие знания, вырабатываются умения, навыки и привычки.

Прежде всего, умение организовать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно.

2Творческо-практическая часть по нравственному воспитанию.

Давайте поиграем:

Цель: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.

Задачи: выработка концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков, умения различать цвета, формирование волевых качеств и овладение своим поведением, быстроты реакции.

Игровой материал: воздушные шары разных цветов парные по цвету+1 лишний.

Ход игры: Воспитатель предлагает взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в бубен) все разбегаются по площадке, помахивая шариками над головой (можно использовать музыку). По следующему сигналу: «Эй, дружок, не зевай, быстро пару выбирай! » - все, имеющие шарики одного цвета, находят себе пару (обнимаются, «дружатся» - музыка меняется). К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами: «Ты не плачь, не зевай, быстро пару выбирай! ». Подходят к нему близко, как бы показывая, что хоть он и без пары, но он не один. Игра повторяется. .

  «Чудо-дерево».

Воспитателям предлагается следующая ситуация:

- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из наших коллег ! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!

Педагоги по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо добром деле, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:

- Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в каждой семье жизнь будет радостнее, если мы станем внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

Спасибо за внимание!



Игровое задание «Хорошо-плохо» также помогает детям понять полярность понятий, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, по сказке «Рукавичка» дети отвечают на вопросы: Хорошо, что звери встретились в рукавичке? «Плохо ли деду без рукавички?».

Итак, одобрение положительных поступков сказочных героев и неодобрение негативных позволяют малышам не только понять, но и применять в реальной жизни понятия о том, как можно поступать, а как нельзя.

Работа с детьми старшей группы, в основном, должна быть направлена на формирование элементарных представлений о таких моральных качествах как: «доброта», «умение выполнять свои обещания», «чуткость, заботливость», «скромность», «честность», «трудолюбие», «дружба».

На основе использования сказочных сюжетов продолжаем учить детей объективно и аргументировано оценивать поступки литературных персонажей. Этот опыт ложится в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные действия. Любые правила поведения обычно связаны с конкретной ситуацией, когда детям приходиться оценить героев и назвать те ли иные качества: добрый-злой, честный – лживый, справедливый – несправедливый и т.п.

Например, в беседе по содержанию русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно предложить детям ответить на вопрос: «Почему же не послушался братец сестричку? Правильно ли он поступил?». После чего выяснить с детьми, можно ли так себя вести, не слушаться взрослых? Подвести детей к пониманию того, что если не слушаться взрослых и поступать так, как хочется, то может случиться какая-нибудь беда.

Или в ходе беседы по русской народной сказке «Морозко» мы пытаемся с детьми выяснить: «Какими оказались мачеха и ее дочь? (дети перечисляют: плохие, злые, ленивые, жестокие, жадные). А вам нравится общаться со злыми людьми? Самый интересный ответбыл дан: «терпеть не могу злых людей, ведь они обижают хороших, добрых». После чего делаем вывод, что лучше быть добрым. Сразу вспоминаем пословицу, которая подходит к этой сказке: «Мир не без добрых людей». Потом предлагаем детям проблемную ситуацию: «Мачеха и ее дочка – злые и жестокие люди. А давайте им поможем и изменим конец сказки». Дети, исходя из своего опыта, предлагают следующие варианты оказания им помощи: Коля предлагает: «Можно дать им волшебную палочку», Катя: «Можно дать им волшебное зелье добра». Задания такого типа учат детей тому, чтобы в любой ситуации и любому человеку нужно оказывать помощь.

Таким образом, продолжая обучать детей давать оценку поступкам и поведению сказочных персонажей, у детей формируются такие качества, как: умение пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий, формирование отзывчивости, стремлении оказать помощь другому, стремление бескорыстно поступиться личным желанием.

В старшем дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется творческое развитие детей, поэтому после чтения дети вполне могут обыграть отрывки из сказок, используя традиционное содержание или же с детьми можно придумать творческое развитие сюжета. Например, «Давайте подумаем, как мы можем помочь мачехе и ее дочкам стать добрыми и хорошими?» («Золушка» Ш.Перро). Дети предлагают варианты, например, Женя: «Пришла добрая фея, взмахнула волшебной палочкой и произнесла добрые слова: «Я хочу, чтобы все стали добрыми и ласковыми, а все ваши злости улетели далеко – далеко».

Воспитанию добрых чувств у детей способствуют и такие игры и задания, как, например: «А если бы вы имели возможность, какие бы три добрых желания загадали?» (русская народная сказка «По щучьему велению») или в игре «Цветик – семицветик», в которой детям предлагается, сорвав лепесток задумать одно заветное желание. Детям очень нравиться игра «Строим музей сказок", где сначала, рассматривая картинки, они выбирают, какой дом подойдет для музея: крестьянская изба, царские палаты, терем, пряничный домик, ледяной дворец, рукавичка или пустой горшок?

Игры на воспитание нравственных качеств

«ЧУДО ПОЛЯНА» Показываю зелёную лужайку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем пальчиком краску того цвета, который соответствует вашему настроению нарисуем свой цветок на полянке.

Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!

«Дерево дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

«Лабиринт»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

«Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания об особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

«Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

Примерные вопросы: Когда человек испытывает страх, что он делает?

Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

Что доставляет людям веселье?

Человек тихий, мягкосердечный.

Когда человеку невесело, какой он?

Человек, которому можно довериться?

Человек, не испытывающий страха? и т. п.

«Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

«Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится? »

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход : дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр?. строители?. врачи?. садовники и лесники?

Как быть внимательным?

Зачем нужна вежливость?

Разговариваем с детьми:

- Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.

 «Определение настроения членов семьи».

Можно показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:

- Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?

В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.

- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Узнать, как ребенок понял причину настроения близких поможет игра «Закончи предложение».

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что ...

Младший брат расплакался из-за ...

Заключением такой игры могут стать вопрос:

- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

  «Чудо-дерево».

Деткам предлагается следующая ситуация:

- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!

Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:

- Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

«Сделай комплимент».

Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:

- Дети, скажите хорошие и добрые  слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Автор: Алимагомедова Зарема Зилфикаровна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Сообщение на педсовете "Роль подвижных игр в развитии детей среднего возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchieniie_na_piedsovietie_rol_podvizhnykh_ighr_v_razvitii_dietiei_sriednieg"
    ["file_id"] => string(6) "388467"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486379447"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Социально-педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании детей детского дома."
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_no_piedaghoghichieskiie_tiekhnologhii_v_dukhovno_nravstviennom_vospitani"
    ["file_id"] => string(6) "407208"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491484318"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства