Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий
Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий
Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.
Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и самоменеджмента.
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно -познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Самоменеджмента:
способность управлять собой;
умение решать проблемы;
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: ученика, гражданина;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; владеть эффективными способами организации учения и свободного времени;
Для формирования ключевых компетенций я применяю современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технологию проектного обучения; развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий »
Формирование ключевых компетенций средством использования
современных образовательных технологий
Давыдова О.Ф.
учитель начальных классов
КГУ «Верх-Убинская общеобразовательная
средняя школа»
Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.
Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и самоменеджмента.
Учебно-познавательные компетенции: • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно -познавательной деятельности; • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; • выступать устно и письменно о результатах своего исследования; • иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции: • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; • уметь представлять свой класс, школу, страну; • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Самоменеджмента:
способность управлять собой;
умение решать проблемы;
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: ученика, гражданина;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; владеть эффективными способами организации учения и свободного времени;
Для формирования ключевых компетенций я применяю современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технологию проектного обучения; развития критического мышления.
В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает информационные и коммуникативные навыки. Разработка проекта проходит в несколько этапов.
I этап: «Погружение» в проблему.
II этап: Сбор и обработка информации.
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий.
V этап: Подготовка к защите проекта:
представляют проект на конференции;
оформляют портфолио;
готовят защиту;
разрабатывают электронную презентацию.
VI этап: Презентация проекта. Чаще всего мои учащиеся представляют защиту проекта в виде доклада-защиты, инсценировки, электронной презентации.
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
В 2013-14 учебном году мои учащиеся принимали участие в районном конкурсе защиты проектов. Были представлены следующие темы: «Моя семья», «Динозавры», «Энциклопедия слова «Дружба», «Морская свинка Дуся».
Цель технологии критического мышления – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.
Данная технология решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов, и уяснения проблем, которые нужно решить.
Оно строится следующим образом: утверждение – доказательство – вывод.
Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. В связи с этим перед учениками ставлю следующие цели: 1. Мыслить критически.
2. Брать на себя ответственность за собственное обучение.
3. Работать сообща.
В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
I фаза- Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза - Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза - Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
В ходе изучения и применения стратегий и приёмов критического мышления на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.
I.Стадия вызова:
«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или ребуса.
«Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются
без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».
В левой части таблицы – простые («тонкие») вопросы,
в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
«Да – нетка». Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».
«Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
«Перепутанные логические цепочки»
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, и есть неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты, уточняют, исправляют.
«Корзина идей».
II.Стадия осмысления: маркировочная таблица, взаимоопрос и взаимообучение, прием «Чтение с пометками».
«Кластер». Информация какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
III. Стадия рефлексии:
«Cинквейн» впереводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Как показывает опыт, Синквейн может быть полезен в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности.
Преимущества данной технологии:
1. Работа в паре и в малой группе активизирует интеллектуальный потенциал учащихся, значительно расширяется их словарный запас;
2. Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
3. Есть возможность повторения, усвоения материала;
4. Появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
6. Ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
7. В ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
8. Исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
9. Предоставляется случай вырасти в глазах одноклассников и учителя, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
10. Развивает положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера. 11. Учащиеся учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру.
Итак, ключевые компетентности формируются, если :
· применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежит деятельностный характер;
· идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;
· создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
· педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся.
Литература:
1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В. С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006. 2. Щуркова Н. Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с. 3. Хуторской А. В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос". 4. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101