kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана  «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

    Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые  именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.        

     Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются  учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и самоменеджмента.

  • Учебно-познавательные компетенции:
    • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
    • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно -познавательной деятельности;
    • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
    • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
    • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
    • иметь опыт восприятия картины мира.
  • Информационные компетенции:
    • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
    • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
    • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
    • овладеть навыками использования информационных устройств;
    • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
  • Коммуникативные компетенции:
    • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
    • уметь представлять свой класс, школу, страну;
    • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
    • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
    • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;  умениями искать и находить компромиссы;
    • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
  •  Самоменеджмента:
    • способность управлять собой;
    • умение решать проблемы;
    • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: ученика, гражданина;
    • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;       владеть эффективными способами организации учения и свободного времени;

       Для формирования ключевых компетенций я применяю современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технологию  проектного обучения; развития критического мышления.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий »

Формирование ключевых компетенций средством использования

современных образовательных технологий

Давыдова О.Ф.

учитель начальных классов

КГУ «Верх-Убинская общеобразовательная

средняя школа»


Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

   Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.        

Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и самоменеджмента.

  • Учебно-познавательные компетенции:
    • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
    • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно -познавательной деятельности;
    • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
    • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
    • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
    • иметь опыт восприятия картины мира.

  • Информационные компетенции:
    • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
    • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
    • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
    • овладеть навыками использования информационных устройств;
    • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

  • Коммуникативные компетенции:
    • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
    • уметь представлять свой класс, школу, страну;
    • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
    • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
    • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
    • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

  • Самоменеджмента:

    • способность управлять собой;

    • умение решать проблемы;

    • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: ученика, гражданина;

    • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; владеть эффективными способами организации учения и свободного времени;

Для формирования ключевых компетенций я применяю современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технологию проектного обучения; развития критического мышления. 

В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает информационные и коммуникативные навыки. Разработка проекта проходит в несколько этапов.

I этап: «Погружение» в проблему.

II этап: Сбор и обработка информации.

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;

  • анализ разнообразной информации;

  • программа действий;

  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий.

V этап: Подготовка к защите проекта:

  • представляют проект на конференции;

  • оформляют портфолио;

  • готовят защиту;

  • разрабатывают электронную презентацию.

VI этап: Презентация проекта. Чаще всего мои учащиеся представляют защиту проекта в виде доклада-защиты, инсценировки, электронной презентации.

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

В 2013-14 учебном году мои учащиеся принимали участие в районном конкурсе защиты проектов. Были представлены следующие темы: «Моя семья», «Динозавры», «Энциклопедия слова «Дружба», «Морская свинка Дуся».



Цель технологии критического мышления – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни  -   это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.

Данная технология решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов, и уяснения проблем, которые нужно решить.

Оно строится следующим образом: утверждение – доказательство – вывод.

Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.
В связи с этим перед учениками ставлю следующие цели:
          1. Мыслить критически.

          2. Брать на себя ответственность за собственное обучение.

          3. Работать сообща.

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:                                                

         I фаза- Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)    

        II фаза - Осмысление содержания (получение новой информации)

        III фаза - Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

В ходе изучения  и применения стратегий и приёмов критического мышления на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.

I.Стадия вызова:

«Загадка».  Тема урока зашифрована в виде загадки или ребуса.

«Мозговой штурм».  Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются

без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

 «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».

В левой части таблицы  – простые («тонкие») вопросы,

в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

«Да – нетка». Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».

 «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

«Перепутанные логические цепочки»

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, и есть неверные. Учащиеся  работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты, уточняют, исправляют.

«Корзина идей».

 II.Стадия осмысления: маркировочная таблица, взаимоопрос и взаимообучение, прием «Чтение с пометками».

«Кластер». Информация какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров  (гроздьев).В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации  обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

III. Стадия рефлексии:

 «Cинквейн» впереводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Как показывает опыт, Синквейн может быть полезен в качестве: 
1) инструмента для синтезирования сложной информации; 
2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 
3) средства развития творческой выразительности. 

          Преимущества данной технологии:

1. Работа в паре и в малой группе активизирует интеллектуальный потенциал учащихся, значительно расширяется их словарный запас;

2. Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

3. Есть возможность повторения, усвоения материала;

4. Появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

5. Обостряется любознательность, наблюдательность;

6.  Ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

7.  В ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

8. Исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

9. Предоставляется случай вырасти в глазах одноклассников и учителя, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

10.  Развивает  положительное отношение  к  заданиям творческого и   проблемно-поискового характера. 
11. Учащиеся учатся рефлексировать свою деятельность  и развивают коммуникативную культуру.

 

Итак, ключевые компетентности формируются, если :

· применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежит деятельностный характер;

· идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;

·  создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

·  педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся.


Литература:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В. С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н. Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А. В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Давыдова Ольга Федоровна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование  ключевых компетенций у  учащихся в рамках проектной деятельности  ТЕХНО "
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-u-uchashchikhsia-v-ramkakh-proiektnoi-dieiatiel-nosti-tiekhno"
    ["file_id"] => string(6) "218454"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433784886"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Доклад на тему: "Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе»."
    ["seo_title"] => string(117) "dokladnatiemuispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhiinformatsionnykhtiekhnologhiivobrazovatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "277567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452937306"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "112527"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408716307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства